●
Человек произошел от тигра
В национальных селах в прошлом была
традиция - обряд посвящения в охотники. Его проходили все мальчики
родовой общины. Шаман просил у духа тигра охотничью удачу. У коренных
народов Приамурья - нанайцев, ульчей, удэгейцев - тигр испокон веков
является главным объектом преклонения.
От Хабаровска триста километров пути
до Троицкого в надежде найти шамана.
- "Нет, ни одного не осталось,"- разочаровали меня в администрации
Нанайского района.
Из расспросов местных жителей выяснилось, что остались только потомки
шаманов, да и те не знают обрядов.
Однако мелькнула надежда: кто-то еще шаманит. У знаменитого Джаринского
утеса, где по преданию останавливался Хабаров, живет последний «шаман»
Андрей Заксор, считающий себя ясновидящим, посвященным в языческие
ритуалы народа нани.
- "Эта земля горела, когда три солнца были. Она целебная,"- показал он
жирную двухцветную глину на обрыве, а потом яркие созвездия на небе.
- "Это - тигр. А перед ним косуля бежит. Когда тигр ее настигнет, земля
умрет…"
Дома пахло крепким настоем елового дерева. Верстаки и стеллажи - все
было заполнено, забито деревянными заготовками людей и животных. Самое
ценное - древние сэвэны. Потемневшие от времени, грубо обработанные
ножом, со странными названиями «онголоку», «бучу», «орокан».
Дар ясновидения у Заксора открылся случайно: однажды, выполняя заказ
краеведческого музея, реконструируя дучиэкэн - «нанайские гусли» с одной
струной из конского волоса, он извлек из них звук, который, по его
словам, «перевернул» его душу. По преданиям, именно в дучиэкэн
заключается сердце нанайца, а в струне - солнечный луч.
У наших ног вертится черная собака с белым пятном с не по-собачьи
выразительными глазами.
- "Это паняу. Душа умершего вселилась в собаку. Ее надо хорошо кормить,"-
говорит Заксор.
Старый нанаец надевает «целительную» шапку унгиптун, «шубу на рыбьем
меху» (халат из кожи сазана - Прим. авт.), обувь и рукавицы из «замши»
ленка, зажигает веточку багульника, обходит углы. Каждую весну Заксор
проводит обряд очищения унди. И рассказывает, что о его древности лучше
всего говорят cикачи-алянские духи, которые и по сию пору камлают:
каменная старуха и ее 18 спутников.
На почетном месте, на стене висит обрубок священной лиственницы с
треугольным вырезом - тора. По поверьям, родовое дерево Заксор было
когда-то от земли до неба, с кроной, полной птичек (живых и мертвых
душ - Прим. авт.).
- "Дерево сожгли, а душа осталась,"- говорит шаман.
На халате, который надет на нем, ленточки - перья белоплечего орлана, на
поясе железо и медь. Он настолько тяжелый, что не всякий мужчина сможет
его поднять.
Образ человека-птицы можно увидеть на скале Чертового плеса на реке Кия.
Круглая голова, длинный птичий нос, на голове «рога». Чтобы задобрить
хозяина загробного мира буни, Заксор выпивает стопку водки, другую льет
в импровизированный костер - в печку.
- "Сюда духи придут кушать".
Духи, по его словам, живут на 40 горах, 40 озерах и реках: Гасси,
Болонь, Синда, Кия, Сукпай, Хор и т.д. Есть святилище в Сикачи, о нем
почти никто не знает: пролаз в скалах, ведущий в древнюю кумирню, где
можно узнать свою судьбу и близких. Самый ближайший к Бури (Хабаровску -
Прим. авт.) дух по имени Ти обретается в речушке Чардымовке. Можно ли
увидеть его? Если повезет, то при свете раннего и заходящего солнца.
Что интересно, Андрей Заксор вычислил его ритмы. Самый краткий в 27
дней - период обращения Солнца вокруг своей оси. Но есть большие ритмы,
«длиной» в тысячи лет, когда Солнце, Луна и Земля оказываются на
кратчайшем расстоянии друг от друга, располагаясь на одной прямой. Кроме
этого, на все живое влияют метеоритные потоки Генемиды и Урсиды. От их
совместного поведения и зависят «детали» выхода оборотней из воды, с
небес, гор, из-под земли. Они придут в мир, по его расчетам, в
2020 году.
- "В земле сохранились пни с годовыми кольцами, по которым можно точно
сказать, когда духи спускались на Землю,"- говорит Заксор.
Вот почему его дом напоминает столярную мастерскую. Чурбаки, поленья,
обрезки разных пород деревьев лежат, как в библиотеке, на специальных
стеллажах. Ведь слои древесины хранят память о могучих духах и
оборотнях.
- "Земля - огромный магнит. Но полюса его постоянно срывает. Когда-то в
наших местах водились кенгуру, об этом говорит старый тис, его кольца
показывают, что мы находимся на пике, обращенном в сторону начинающихся
великих засух,"- высказывает Заксор свою заветную идею.
Представим сумчатого представителя полупустынь, скачущего по
кедрово-широколиственному лесу. Лес, горы и реки - огромное естественное
святилище; небо - купол, звезды - лампады, земля - алтарь, аромат
цветов - фимиам.
В этом храме, считает Заксор, не было неодушевленных существ, каждому из
них был дан свой язык. Цветы, деревья, травы остались живыми свидетелями
рая. Они - наши собеседники, если всмотреться, вслушаться.
- "Я знаю, что деревьям, а не нам, дано величье совершенной жизни: на
ласковой земле сестре звездам, мы - на чужбине, а они - в отчизне,"-
произнес он загадочные слова.
Когда мы вышли после камлания из дома, по-новому взглянули на
астрономическую карту, навстречу нам попалась женщина с грустными
глазами.
- "Кто-то умер. Родился мальчик. Странствия мертвых бесконечны,"- опять
таинственно сказал Заксор.
Казалось, за какой-то час здесь была прожита целая вечность. Заксор
уверен, что духи его предков способны продлить его жизнь на сто, двести,
триста лет. Ведь жили же ветхозаветные люди. Только он не уверен,
захочет ли он остаться на земле еще на сто лет, когда рядом уже не будет
его близких.
|