●
Шаманская конъюнктура
Тыва, российская автономная
республика, расположена на юге Сибири. В этот
неизведанный край всегда ехали люди, увлеченные разного рода духовными
практиками, чтобы найти себе духовных учителей. Этот спрос на духовное
очень помог тувинцам вернуть значимость своей первоначальной вере —
шаманизму. Возник
своеобразный симбиоз: тувинцы открывают свою значимость благодаря
интересу, который проявляет к ним мир, а «цивилизованные» пришельцы
находят свои корни с помощью культуры, которая не оторвалась от лона
природы и продолжает в нем существовать.
|
Под влиянием сильнейшего
На историю тувинцев всегда влияли тюркские и монгольские племена
(пастухов лошадей, яков и верблюдов), а также других племен, например
представителей племени коми и ненцев, которые смешались с тюркским
населением на севере страны (оленеводы).
Язык тувинцев (или также сойонов) относится к тюркской ветке алтайской
языковой семьи. Их самостоятельная республика возникла после 1921 года,
когда в Монголии произошла так называемая народная революция. В 1944
году эта республика стала частью Советского Союза. После распада СССР
в Туве начали активно появляться самые разные религиозные организации и центры (шаманские, ламаистические
и др).
Переселение в города
В начале 90-х годов в Кызыле появились шаманские центры, а это означало,
что практикующие шаманы стали перебираться из своих удаленных уголков в
столицу. «Я решила переехать в Кызыл. Это единственная возможность
заработать. У меня маленькие внуки, и я не хочу, чтобы они остались
неграмотными. А школа стоит денег», — ответила одна шаманка, у которой
корреспондент
спросила, почему она не захотела оставаться в своих родных местах в Мойгун-Тайге, где была бы намного ближе к природе. Причина, которая
заставила шаманов покинуть тайгу и степи, одна — безработица, а значит,
отсутствие экономических источников для семей, проживающих в отдаленных
деревнях и селах.
Современным условием для того, чтобы человек стал шаманом, является
доказательство его происхождения, то есть нужно знать своих шаманских
предков. С этим также связано так называемое шаманское происхождение:
небесное, земное, водное. От этого зависит, с какими духами шаман
работает. Если адепт ищет себе учителя, то большую роль при его принятии
играет пульс. Также у шамана для «шаманского ремесла» должны быть
определенные физические качества.
«Однажды по кызыльскому телевидению я увидела рекламу школы шаманов. Я
сразу же туда отправилась», — вспоминала в 2003 году 40-летняя женщина,
которая к тому времени занималась шаманством уже третий год.
«Желающих были десятки. И это понятно: Советский Союз распался и
безработица зашкаливала. Кроме того, рекламу показали по
телевидению, которое смотрят многие. Из десятков желающих выбрали 19 человек. Отбор был
строгий, но мне повезло. Я поступила в школу шаманизма первого мая 2000
года. В те времена в столице Тывы Кызыле открывались шаманские центры.
Первый назывался „Хаттыг-Тайга" („Ветряная тайга"), и его создателем был
как раз мой учитель».
Шаманские центры начали привлекать россиян. В Республику Тыву стали
приезжать самые разные терапевты и врачи, чтобы ознакомиться с древними
методами лечения. Некоторые в них сомневались, а другие, наоборот, в них
верили.
Симпозиумы шаманов
Основателем шаманских центров является, в первую очередь, литератор,
историк и этнограф Кенин Монгуш Лопсан, который до сих пор пользуется
очень большим влиянием, хотя ему уже более 80 лет. В кызыльском музее у
него есть отдельный кабинет, на дверях которого написано «Живое
тувинское богатство». Тыва выделилась из всех сибирских республик и
национальных общин, став настоящим оплотом сибирского шаманизма. Это
подтверждают два международных симпозиума шаманов и шаманологов,
состоявшиеся в республике в 1998 и 2003 годах. Благодаря своей шаманской
пионерской деятельности Кенин Монгуш Лопсан почетным членом Нью-Йоркской
академии наук.
Что входит в компетенцию шаманов? Были возрождены лечебные ритуалы,
производство фигурок-талисманов, предсказания по 41 камешку, освящение
деревьев и источников, а также многие другие методы. Шаманское лечение
сопровождается пением шаманских песен, так называемых алгъышей.
После продолжительного пребывания в Тыве и встреч с шаманами любого
исследователя и путешественника посетит, конечно, вопрос, кто здесь
настоящий шаман, а кто занялся этим древним ремеслом только ради наживы
и из хитрости. Это очень сложный вопрос на который люди всегда будут
искать ответ. Тем не менее для малых народов России возрождение
культурного богатства Тывы имеет огромное значение, как символ обретения
корней.
|