●
Три тысячи шаманов объединяются
Шаманы нескольких районов Иркутской
области решили создать общую организацию. Мы выяснили, как сегодня живут
шаманы и зачем им нужно объединяться. Для этого мы выехали в поселок
Ясачная, что под Ангарском, где располагается так называемое шаманское
поле – база – ангарской шаманской религиозной организации «Вечно синее
небо». С Артуром Цыбиковым, председателем организации (да-да, и у
шаманов есть председатели), удалось поговорить перед проведением родовых
обрядов. В тот день их одновременно совершали несколько семей.
|
Небесные врата открыты
Идут приготовления: угощение духам, ленточки. Одного за другим в зал
заносят живых баранов. Рядом с нами разговаривают еще несколько шаманов,
один из них приехал из Якутии – по обмену опытом.
– Сила России в единстве ее народов, – неожиданно начинает Артур Цыбиков,
председатель шаманской организации «Вечно синее небо». – Только все
вместе мы – сила! А шаманы помогают нам объединиться еще и с нашими
умершими предками. Для каждого человека самые важные боги – это его
родители и близкие родственники. Шаман помогает их услышать и передать
просьбы. Именно шаманизм был первой религией в Байкальском регионе. А
когда в шестнадцатом веке казаки пришли в Сибирь, первая волна шаманов
ушла в Монголию. Вторая волна была вынуждена уйти во время Гражданской
войны. А потом и в самой Монголии Сухэ-Батор стал притеснять шаманов…
– Шаманов запрещали, откуда же их теперь появилось так много? Сложно,
наверное, возрождать утерянные традиции?
– В наше время шаманы стали появляться вновь – часто по зову крови. Хотя
многие традиции, конечно, оказались утраченными. Вдобавок обряды
проводятся по-разному. Например, буряты из Забайкалья не всегда могли
принять участие в ритуалах в других районах, той же Усть-Орде: их не
воспринимали как посвященных. Сегодня все перемешалось в один «бульон»:
и шаманские традиции, и отношения поколений. Многие традиции уходят
навсегда со стариками. И сегодня мы должны восстановить ритуалы наших
предков. Сделать это можно лишь всем вместе. У меня такие данные: в
России из 600 тысяч бурят сегодня живут лишь 300 тысяч. Однако к шаманам
сегодня обращаются не только буряты, но и представители самых разных
национальностей.
– И вы, как Чингисхан, хотите объединения?
– Ключевое слово в ответе на этот вопрос – толерантность. Нужно очень
терпимо относиться к особенностям каждой местности и вековым традициям.
Монгольский мир такой же разнообразный, как и славянский. Например, у
«лесных бурят» на севере Иркутской области очень много эвенкийских
традиций. Нас, бурят, часто называют северными монголами, но наши
ритуалы и ритуалы коренных монголов отличаются. К тому же среди бурят
много буддистов – и у них разные течения. В том же Аршане можно побывать
в двух дацанах, которые относятся к разным буддийским ветвям. В общем,
все очень разнообразно.
– Как подразделяются шаманы — скажем, есть ли у вас специализации?
– До 2000 года у нас считалось, что небесные врата закрыты, поэтому все
шаманы назывались «земными». Они поклонялись богам земли – а это
важнейший источник энергии. Свой дух есть у каждой местности, и духам
принято делать подношения. Вы наверняка видели деревья, украшенные
ленточками в знак благодарности. Отсюда пошла и традиция «бурханить» –
отдавать дань уважения местным духам. Но в новом веке небесные врата
были открыты – мы это знаем точно! Появились небесные шаманы – как мы, –
которые работают с энергиями космоса. А у каждого человека совсем
неспроста активно развилось шестое чувство (многие называют его
интуицией) – оно помогает и видеть, и предвидеть.
– Сколько шаманов будет в вашей объединенной организации?
– Не меньше трех тысяч: шаманов и дарханов. Последних еще называют
кузнецами – они проводят обряды для своего домашнего очага. Шаманы же
могут лечить других людей.
– Рекламируют ли себя шаманы? Считается ли шаманство бизнесом?
– У нас нет никакой рекламы, и мы в целом негативно относимся к колдунам
и знахарям, которые сегодня активно рекламируют себя в Интернете. К
сожалению, среди них много откровенных мошенников. Мы же работаем по
принципу «сарафанного радио»: о нас идет молва от человека к человеку.
Секреты эффективного камлания
В новую организацию вступают четыре уже существующие шаманские
организации: из Усть-Орды, Осинского района, Ангарска и Иркутска. Путем
ручного голосования в начале апреля шаманы изберут своего руководителя –
то есть председателя объединенной организации.
– А какие отличия у этих организаций? Например, каковы особенности
вашего подхода к обрядам?
– Я считаю, что бурятский шаман может использовать в своих обрядах
бубен, – говорит Артур Цыбиков. – Сегодня с этим согласны далеко не все
местные шаманы. Они говорят: «Мы не помним, чтобы наши отцы использовали
бубен». В советское время эта традиция была утрачена. Потерялись и
техника, и секреты игры. Но мы установили, что первые наши шаманы
все-таки использовали бубен. Кроме того, наши коллеги в Хакасии и на
Чукотке эффективно камлают именно с этим инструментом. Вызывать духов
наших предков лучше получается под правильный ритм. Мои ученики уже
могут давать мастер-классы по игре на этом инструменте.
– Трудно ли быть шаманом в XXI веке – при таком многообразии верований,
религий? Какие отношения у шаманов и Русской православной церкви?
– Я отношу себя к русской цивилизации. Даже если говорить только о
языке: бурятскую фразу я вначале перевожу на русский, а потом наоборот.
И я понимаю позицию Русской православной церкви – быть религией, которая
может собрать всю страну. Это объединяющее ядро. Не зря ведь князь
Владимир выбрал именно православие, а не ислам или католичество. Но в то
же время нельзя забывать о своих корнях. Сила нашей страны в
многообразии. Как в лесу – ведь не может там расти только береза, должен
быть и кедр, и шишки на нем. И белочка.
– Вас не называют сектой?
– Пусть называют как хотят – мы не обижаемся. Шаманы реально помогают
людям самых разных национальностей решать их проблемы. Но мы должны
всегда помнить о чувстве меры. Шаманизм – как золотая середина между
религией и практикой. Поверьте, в жизни очень много настоящего
волшебства! Важно лишь установить родовую связь между человеком и его
богами. И первые боги человека – это его предки на небесах. Шаманы умеют
помочь человеку услышать их.
– Не обвиняют вас в язычестве?
– А это хорошее слово – язычник. Оно идет от слова «язык». А в нем – и
звук, и голос, и молитва. Это способность говорить и быть услышанным. К
тому же языческие обряды до сих пор совершаются в России всей страной: и
колядки, и Масленица. Понимаете, у пирамиды четыре стороны, но одна
вершина. Можно идти разными дорогами, но небо одно на всех. Все зависит
от самих людей. В их руках – любое желание. Главное – идти законным
путем.
|