●
Шаманская болезнь и кормление духов
Предназначение шамана — не дар. Это
обязанность, отказаться от которой — значит навлечь на весь свой род
несчастья.
|
Раннее утро 22 сентября в Таштаголе выдалось пасмурным и дождливым. Но
уже через пару часов, ближе к девяти, небо начало проясняться. Выглянуло
солнце, и к полудню стало жарко. Шаманы (по-тюркски камы) и местные
жители-шорцы эту перемену объясняют так: ду́хи предков дали возможность
провести обряд при хорошей погоде.
Сегодня шорцы празднуют день осеннего равноденствия. Дата значимая:
урожайный год закончился, а, значит, пришла пора благодарить природу и
духов за помощь, попросить их покровительства на следующий год. По
тюркским поверьям, в это время природные и духовные сущности покидают
Землю — к людям они спустятся только в марте.
На берег реки Кондомы, туда, где будет проходить обряд, мы с шаманом
Сергеем Башевым (кам Амас) выезжаем около девяти утра. По дороге
подхватываем шамана из Анжеро-Судженска. Артём — единственный
представитель шаманизма с севера области.
Сам обряд начнётся в полдень. Но к нему надо подготовиться. Сергей и
Артём времени не теряют, решают, где развести костёр, куда поставить
стол для угощений. Успевают отвечать и на мои вопросы.
От судьбы не уйдёшь
«Шаман — это посредник между духовными сущностями и земными. Быть
шаманом интересно в том смысле, что нет каких-то учебников или пособий,
у каждого свой путь. Есть шаманы видящие — им проще, они видят, что им
говорят духи. Я пока ещё до этого не дорос», — рассказывает Сергей.
По его словам, путь кама предопределён, и свернуть с него нельзя. Об
этом же позже скажет его родная сестра, кам Наталья Шипеева. Но беседа с
ней ещё впереди. К пониманию своего предназначения шаманы приходят
по-разному. И всегда — через боль, страдания или потери.
Сергей в прошлом предприниматель. Бизнес успешно развивался, но со
временем начались проблемы, которые в итоге привели к разорению. Дальше
— больше.
«В моей жизни произошёл случай, когда я должен был умереть. Но меня
оставили. А раз оставили, будь добр — служи людям», — делится
собеседник.
Говоря об этом случае, Сергей имеет ввиду ножевое ранение. Лезвие не
задело жизненно важные органы, и мужчина остался жив.
Посвящение в шаманы кам Амас прошёл четыре года назад. Пока свои знания
он применяет на родных и близких — для работы с другими людьми надо
набраться опыта. По его словам, шаманы способны помочь людям с
приобретёнными заболеваниями, предсказать возможную травму.
«Все проблемы со здоровьем, травмы — это следствие энергетических
проблем человека. Когда человек болеет, не надо его жалеть — надо ему
показать дорогу к свету, то есть указать на причину болезни. Шаман
исправит, уберёт. Но если человек своё мышление не поменяет, то всё
вернётся. К примеру, зависть, злоба, сожаление об умершем провоцируют
камни в почках. Наше дело — направить человека», — объясняет Сергей.
Будет ли шаман помогать человеку другой религии? Будет. Дело не в том,
какую веру исповедует обратившийся к шаману.
«Надо чётко понимать, что закон сохранения энергии работает. Я сторонник
того, что если ты следишь за своей речью, мыслями, поступками, никого не
обижаешь, даже словом, — тебя никакая болезнь не возьмёт», — продолжает
собеседник.
Коснулись темы телегонии. Современная наука опровергает эту концепцию.
Сергей уверен: женщина «собирает» энергетику всех своих сексуальных
партнёров.
«Если девушка хочет иметь детей от любимого мужа, то ей категорически
запрещено иметь добрачную связь», — рассуждает шаман.
«Сначала было страшно»
Тем временем к месту обряда подтягиваются люди.
«Эзенох!» — приветствуют друг друга.
Одна из первых — 27-летняя Валерия. Она — видящая. Правда, сама девушка
называет себя не шаманкой, а «человеком со Знанием». Но признаётся:
может предсказывать будущее, лечить людей — «смотря что духи дадут».
Впервые её способности проявились в 23 года.
«Сначала было страшно. Заходишь, например, ночью на кухню воды попить, а
они (духи — прим. авт.) там сидят. Потом привыкла», — улыбается Лера.
На вопрос, что значит видеть духов и как это возможно, девушка отвечает:
«Это необъяснимо. Я вижу образы».
По её признанию, жить с таким даром сложно. Валерия старается его не
афишировать. Тем не менее люди обращаются к ней за помощью. Чаще всего
идут с семейными проблемами, просят полечить детей.
«Звонит одна женщина. Ей назначили операцию. Духи мне говорят: „Скажи,
чтобы она не соглашалась на операцию. Будет врачебная ошибка — женщина
умрёт“. Мы ей всё сделали по-нашему, по-духовному, и когда она пришла в
больницу, выяснилось, что показаний к хирургическому вмешательству нет»,
— вспоминает девушка.
Она не скрывает: не все недуги ей по плечу. Если понимает, что не
справится, честно в этом признаётся и советует найти другого, кто бы
смог помочь человеку. Говорит: нельзя людям врать.
Ещё шаманам нельзя назначать цену за свою помощь. Если человек хочет
отблагодарить — пусть даст столько, сколько посчитает нужным. А лучше —
преподнести какой-то подарок. Но совсем не поблагодарить шамана —
неправильно. По словам Валерии, она, например, в таких случаях болеет.
При этом сам человек, которому она помогла, чувствует себя вполне
хорошо.
Пока мы беседовали с Лерой, на поляне стало ещё оживлённее. Мужчины уже
успели разделать барана — угощение для духов и для участников праздника.
Женщины накрывают на стол. Явств много — хлеб, выпечка, блины, овощи,
зелень, печенье, конфеты.
Недалеко от стола разведён костёр, на котором стоит большой казан с
водой. В нём будут готовить национальный шорский суп — этпе-тутпаш.
Основа кушанья — бульон из баранины. Пока варится мясо, женщины режут
картошку, лук, делают лапшу — тутпаш (расщипывают тесто). Все
ингредиенты пойдут в суп.
Обрядовый костёр
Тем временем Сергей и шаман Геннадий Тепчегешев (мне представился как
дядя Гена) готовят большой обрядовый костёр. На вертикально поставленные
поленья кладут несколько ложек топлёного масла. Как говорит Сергей, это
самая эффективная духовная пища. Рядом с будущим костром появляются
подносы с яствами.
«Это пища для обряда кормления духов, — объясняет кам рода Кечен,
президент Региональной общественной организации „Шорская
национально-культурная автономия“ Наталья Шипеева. — По шорским
поверьям, бог Ульгень — Небесный Бог-Создатель, затем Духи стихий (Воды,
Земли, Огня, Воздуха), Духи местности (Духи гор, рек, лесов). Есть ещё
Родовые Духи. У шорцев 16 родов. На больших праздниках, таких как
сейчас, встречаются камы всех родов».
Больших праздников в году четыре — в соответствии с четырьмя фазами
Солнца. Отдельно шаманы камлают в своих родовых местах.
Гармония вер
По словам Натальи, сегодняшний обряд ориентирован не только на шорский
народ, но и на весь мир.
«Когда мы проводим обряд, то просим благополучия на всей Земле, затем —
благополучия в России, и только потом — для своего народа. Если будем
просить по-другому — бог нас не поймёт», — говорит собеседница.
К слову, о боге и религиях. Как рассказала Наталья, практически все
шорцы крещёные в православии. Но христианская вера у них вполне
уживается с исконной шаманской.
В 30-е годы прошлого века шаманы всей страны подверглись жёстким
репрессиям со стороны властей. Их отправляли на каторги, расстреливали.
Не обошла эта участь и шорцев. Но традиции шаманизма не умирали. Наталья
помнит, как в её семье делали «шок»: в растопленную печь клали еду —
«кормили духов». В шорских деревнях такой обычай существует до сих пор.
Ещё духов угощают национальным напитком — абыртка, окропляют по четырём
сторонам света.
Шаманская болезнь
Долгое время Наталья пыталась противостоять своему предназначению. По её
признанию, «духи мучили» с 11 лет. В 17 случился сильнейший приступ.
«Что значит — мучили духи»?
«Это сложно передать. Вы поймёте? — внимательно смотрит на меня
собеседница и продолжает: Я называла такие состояния приступами. Тогда
не понимала, что со мной происходит. Душа выселяется — и тела не
чувствуешь. Ни боли, ничего. Ты всё понимаешь — где ты находишься, кто
ты. Становишься частью этого мира, физически ничего не ощущаешь,
сознание абсолютно другое».
То, о чём говорит Наталья, называется шаманской болезнью. На некоторое
время болезнь отступила — в 21 год девушка вышла замуж, родился сын.
Пока рос ребёнок, «приступы» были, но не так часто.
«Мне тяжело было прийти к шаманизму. Когда приехал кам из Астрахани, я
пришла к нему с вопросами личного характера. На тот момент для себя
решила, что не пойду по этому пути. Не хочу. Прихожу к каму, задаю ему
вопросы, он мне говорит: «Ты ответы на свои вопросы знаешь. Зачем
пришла? И вообще тебе «открываться» надо. Ты можешь. Это твоё.
Понимаешь, духи стоят и ждут, когда ты откроешься», — рассказывает
шаманка.
Это было четыре года назад. После судьба свела её с видящей из
Прокопьевска.
«Она говорит: «За тобой стоят духи и ждут, когда ты начнёшь «работать».
Отвечаю: «Я православная. Почитаю духов. Но верю в Иисуса. С пяти лет
крещёная». Та парирует: «Я в православии. Но хожу в мечеть и буддийские
храмы — одно другому не мешает». После этого разговора начались поиски —
к чему я иду? Для чего иду?» — делится воспоминаниями собеседница.
Долгие поиски окончились тем, что 14 мая 2016 года Наталья прошла
посвящение в шаманы — «открылась». Наставницей стала кам Валентина
Кушакова, которая направила, обучила, и по сей день помогает на этом
нелёгком пути.
Во имя мира на Земле
Время за беседой пролетело незаметно. Приближается полдень. Шаманы
облачились в обрядовую одежду. На огне бурлит этпе-тутпаш.
Камы приглашают на ритуал очищения. Все присутствующие встают друг за
другом. Соблюдается очерёдность: сначала мужчины по старшинству, за ними
женщины — тоже по старшинству. Встаю и я. В руке Сергея чаша с тлеющими
травами. Дымом от них окуривают каждого из нас.
После встаём вокруг подготовленных поленьев для обрядового костра. Руки
открыты ладонями вверх. Шаман зажигает огонь. Идём по кругу, за нами —
шаманы с бубнами. Бубен — главный инструмент у камов, с его помощью
призывают духов.
Теперь наступает черёд кормления духов. Каждый — в том же порядке, что и
на очищении — кладёт в огонь пищу, благодарит духов за помощь и
поддержку, просит о том же на будущий год. Кто-то говорит на шорском
языке, другие — на русском.
«Пусть это небо и земля всегда существуют. Пусть наш край процветает.
Пусть наш народ всегда будет сильный, а в каждой семье рождается много
детей. Пусть будет любовь и урожай».
После этого — троекратный поклон.
«Лен, сама пойдёшь к костру?» — спрашивает меня Сергей.
«Нет, я пока не готова».
Когда все участники встречи сделали «шок», снова встают вокруг костра и
ещё трижды обходят его. После этого все присутствующие тепло обнимают
друг друга, желают здоровья, добра, благополучия.
Заканчивается праздник совместной трапезой. Суп уже подоспел. Сергей
подаёт мне тарелку и ложку: этпе-тутпаш надо отведать обязательно.
Спиртного на столе нет. Шаманы не пьют алкоголь вообще. Тех, кто
подружится с ним, забирают духи, объясняют камы.
После обеда люди понемногу расходятся. Радостные, счастливые. Камы не
спешат — надо дождаться, пока догорит костёр. В эти минуты ещё можно
обратиться к духам.
Наталья сосредоточилась у догорающего костра. Вероятно, одна из её
просьб — о создании юрты, духовного центра для шаманов и шорского
народа. И не только для шорцев, но и для всех желающих.
«У христиан есть храмы, у мусульман — мечети, у шаманов в Туве —
духовный дом, у эвенков — духовная юрта. У нас же такого нет», —
сокрушается Наталья.
Причина — отсутствие финансирования из бюджета. Собрать деньги
самостоятельно не под силу: среди шорцев нет богатых людей. Между тем
только эскиз юрты обошёлся в пять тысяч рублей. А ещё нужны средства на
межевание земельного участка, на составление сметы строительства и
собственно на строительство.
Но Наталья уверена: всё будет так, как решат духи. Если посчитают, что
Духовная юрта нужна народу, то она появится.
|