●
Казахские баксы – древние шаманы, к которым обращаются за помощью и в наши дни
С точки зрения традиционного ислама
шаманизм и общение с шаманами считается грехом. Однако некоторые
современные казахи все равно обращаются за помощью к этим странным
людям, которые по-тюркски зовутся «баксы», и верят, что те обладают
сверхъестественными способностями. Более того, интерес к шаманизму в
средней Азии и на юге России в последние годы стал возрастать – несмотря
на то, что на дворе XXI век.
|
С древних времен до наших дней
Баксы существовали на территории современного Казахстана с древних
времен. Испокон веков шаманов одновременно и боялись (считая, что они
общаются с темными силами), и просили о помощи, ведь баксы могли
воздействовать на человека и обладали теми способностями, которых не
было у простых людей.
В древние времена баксы имели большое влияние на общество и были
уважаемы правителями азиатских государств – с ними советовались как со
жрецами, к ним прислушивались. С распространением ислама эти
«волшебники-мудрецы» отошли на второй план, утратив свой былой
авторитет, и стали в основном заниматься только гаданием и знахарством.
Шаманы практикуют свои ритуалы в Казахстане и в наши дни. Встречается
подобное шаманство (баксылык) и у астраханских казахов. Сами баксы живут
своим укладом и, как и их предки, продолжают верить в духов и свою
избранность.
Немного индейцы, йоги и музыканты…
Слово «баксы» произошло, предположительно, от тюрского корня «бак» (смореть,
видеть). Своим покровителем казахские шаманы считают человека по имени
Коркыт (Коркут). Для них это одновременно и реальный персонаж, и
мифический, но все-таки больше реальный. Считается, что он был тюрком из
племени огузов, а матерью его была кипчачка. Кстати, в библиотеке Папы
Римского есть труд, написанный примерно в XV-XVI веках, под названием
«Книга моего деда Коркыта». В ней рассказывается о некоем старике,
который был очень уважаем на Востоке: он вел благочестивый образ жизни,
был мудрецом и благословлял ханов на военные походы.
Не только у казахского народа, но и у туркменского, башкирского,
азербайджанского, турецкого и почти всех представителей так называемой
огузской ветви в народных преданиях встречаются упоминания о дедушке
Коркыте.
Считается, что стать шаманом-баксы человек может в любом возрасте:
кто-то получает этот дар по наследству, кто-то обретает его уже будучи
взрослым.
Традиционная одежда баксы чем-то напоминает наряд американского индейца
– например, на головном уборе его тоже присутствуют длинные перья.
Впрочем, некоторые современные баксы практикуют ритуалы в национальной
казахской одежде или даже в повседневной.
Во время ритуалов шаман использует посох, нож или плеть, а также может
бить в бубен или барабан. Но самым важным атрибутом баксы считается
необычный музыкальный инструмент под названием кобыз. По преданию, его
создал сам Коркыт-ата. Казахи, которые обращаются к шаманам, верят, что
умение играть на кобызе – это особый, редкий дар, полученный свыше. А
сами звуки, которые воспроизводит этот инструмент, не иначе как
волшебные: они, мол, открывают сокровенные знания, успокаивают нервную
систему и даже могут излечивать от тяжелых недугов.
Кобыз представляет собой деревянный смычковый инструмент с двумя
струнами, изготовленными из конского волоса. Звуки, им издаваемые,
действительно звучат странновато и не очень походят на обычную музыку.
Как правило, исполняется сложная (часто – хроматическая) мелодия и не
менее сложный ритмический рисунок. Игра на кобызе, а также пение, как
правило, сопровождают общение баксы с духами.
Во время своих ритуалов «музыкант» может запросто встать ногами на
лезвие острого кинжала, взять в рот иголку или нож либо прикоснуться к
раскаленному до красна металлическому предмету – все это поражает
воображение зрителей и вызывает у них еще больше доверия к «дару» баксы.
Столь замечательное владение своим телом и контроль над органами чувств
очень напоминает трюки, исполняемые йогами. Шаманы также очень часто
применяют гипноз и довольно сложные «фокусы», используя необычайную
ловкость рук.
Во время ритуала шаман входит в экстаз – он может прыгать, вскрикивать и
изображать различных животных либо птиц (своих духов-помощников), порой
во время такого транса у него может даже пойти пена изо рта. Но при этом
он всегда способен контролировать это свое состояние.
Все, кто когда-либо общался с казахскими шаманами, утверждали, что в
столь безумный экстаз они входят исключительно во время своих ритуалов,
а в повседневной жизни пребывают в абсолютно здравом рассудке и ведут
себя, как обычные люди. Возможно, странное психическое состояние во
время ритуала связано с тем, что баксы очень сильно верят в своих духов
и собственную избранность, полностью вживаясь в эту роль.
Баксы – часть казахской культуры
Во время «лечения» больного шаман может окуривать его дымом, прыскать на
него разными смесями и давать пить собственноручно приготовленные
настойки.
Все это одновременно и завораживает зрителя, и пугает, и восхищает, а у
кого-то может вызвать смех или даже возмущение. Одно неоспоримо: баксы –
часть древней казахской культуры, и от этого никуда не деться. А одежду
шаманов и их инструменты часто можно увидеть в исторических и
краеведческих музеях.
|