●
Мистический ритуал вызвал много споров
Раджана Дугарова – кандидат
исторических наук. Она родилась и выросла в Бурятии, с молоком впитала в
себя национальные традиции и знает их «изнутри». Ее отец – известный в
республике исследователь шаманизма, автор монографий, книг, научных
статей. Сама Раджана последние несколько лет живет в Америке, но
постоянно следит за тем, что происходит вокруг.
Новость о мистическом ритуале
заставила ее вздрогнуть. Шутка ли?! В Ангарске, недалеко от промплощадки
крупного завода шаманы сожгли пять верблюдов. А потом организаторы –
«Вечно Синее Небо» во главе с заместителем верховного шамана России
(хотя и многие так это и не признали) Артуром Цыбиковым еще и ролик в
интернет выложили. На кадрах – люди в шаманском одеянии бьют в бубны и
кружат вокруг кострища, в пламени которого догорают «священные»
животные. Обряд, по словам Цыбикова, был направлен на «укрепление России
и ее народов».
«Не надо называть это бурятским шаманизмом»
- Это не обряд, а какая-то профанация, - говорит Раджана. – И с
шаманизмом не имеет ничего общего. Верблюдов не приносили в жертву и
триста лет назад, несмотря на то, что так считает Цыбиков. Верблюдов в
принципе никогда массово в Бурятии не разводили.
- А кого тогда приносят в жертву?
- Баранов. Но это не жертвоприношение, а подношение духам. Причем
специально ради обряда барана не убивают, а мясо его не сжигают. Сжигают
только те части животного, которые не идут в пищу. И то, в чем находится
жизненная сила «сульдэ». Люди верят, что она - в голове, дыхательном
горле с осердием. Читаются молитвы. Люди просят хорошей погоды, обильных
дождей, чтобы скот размножался. А потом, после подношения, когда молитвы
прочитаны, начинается праздник. Да, это праздник поклонения духам воды,
земли, предков. И проводится он обычно в красивом священном месте, на
горе, когда собирается весь род. А на видео с верблюдами, извините,
страшная мистическая музыка. Вот как все упаковано.
- А тот самый обряд "жэнтэнгэрияба" как переводится?
- Это бессмысленный набор слов. С бурятского - "караван небо уходи".
«Техниками может овладеть любой»
- Как отличить настоящего гуру от лжеца?
- Если человек идет к шаману, то по наводке, то есть по совету знакомых,
близких. В Бурятии вообще принято, что люди ходят и к шаману, и в дацан.
Причем неважно, бурят ты или русский. И, конечно, работает сарафанное
радио. Да и в каждом роду есть свои шаманы, которые помогают. Шаманизм -
это же родовая религия. Но в то же время сейчас в 21 веке произошли
большие изменения.
- Какие изменения?
- Вот экстрасенс. Принимает в Москве, именует себя славянским колдуном.
Но, давайте проверим, какое он имеют отношение к славянским практикам
ведовства? Словом, человек себя называет так, как ощущает. И в случае с
ангарской историей может быть тоже самое. Человек именует себя шаманом.
У него много амбиций и он искренне считает, что может учить других и
распространяет шаманизм в массы.
- Вы Артура Цыбикова имеете в виду?
- Думаю, что у него именно такая картина в голове сложилась. Если вы
зайдете на сайт организации, посмотрите другие открытые источники, то
узнаете много интересного. Например, о его биографии. Служил в спецназе,
работал телохранителем, занимался ресторанным бизнесом, был помощником
депутата Госдумы Кобзона в Москве… У него два высших образования. И
потом вдруг «шаманская болезнь». В 2010-ом он приехал в Ангарск, где и
основал религиозную организацию.
Сейчас здесь, можно сказать, в чистом поле расположились несколько юрт,
домиков, где принимают шаманы. В центре проживает около ста человек.
Всего же за 9 лет Цыбиков подготовил более двух тысяч так называемых
родовых шаманов. Одежда, атрибутика для обрядов посвящения – дело,
наверное, не из дешевых.
«В своей жизни я встречала только одного заарин боо»
- Да, он кардинально рвет традиции, - продолжает Раджана. - Проводит
конвейерные посвящения. И в этом не одинок. И в Улан-Удэ и в Туве тоже
очень много людей посвящают. Не считаю, что так нужно. Но это их дело. А
высокие степени, которые они себе изобретают? «Заарин боо»- высшая,
девятая степень посвящения в шаманы. Такова у Артура Цыбикова. В своей
жизни я встречала только одного «зааринбоо» и это был уважаемый учитель
из Монголии. Ему было за 80.
- А как должно проходить посвящение?
- Поступенчатая школа. В один год – первая степень, потом – вторая и так
далее. В конце концов, человек проходит все ступени. Но если мы поднимем
материалы по шаманизму позапрошлого века, то увидим, что летних школ,
которые у нас устраивают сейчас, раньше не было.
- Получается, любой, кто захочет, может стать шаманом? Разве не нужен
дар, способности какие-то…
- Был такой американский исследователь шаманизма Майкл Харнер и он
считал, что любой человек может обучиться техникам и он их применял.
Существуют школы во всем мире, куда люди приезжают, проходят семинары,
тренинги. Неошаманы есть в Азии, в Европе. Часто у слушателей таких школ
есть предки, которые занимались подобными практиками. Мы, буряты,
считаем, что способности наследуются, называем это шаманским корнем. А
многие другие люди этому именно учатся. Эта религия тем и отличается,
что есть люди, которые обладают техниками вхождения в измененное
состояние сознания и благодаря этому они могут служить посредниками
между мирами людей и духов и таким образом помогают другим. И еще могу
добавить, что хотя в школах Харнера учат техникам, но все же этих людей
трудно назвать шаманами в истинном понимании этого слова. Могу грубо
сравнить. Есть ученики в музыкальной школе, которые разучивают гаммы, а
есть победители конкурса Чайковского, то есть шаманы «от природы».
Словом, если бы Цыбиков не позиционировал себя как бурятского шамана, а,
скажем, открыл бы школу неошаманства, к нему не возникло бы вопросов.
|