●
Russia Today раскрыл секреты посвящения бурятских шаманов
14 октября документальный канал RТД
(Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Авторы
фильма выяснили, кто и как может стать шаманом, побеседовали с
несколькими из них. Они побывали в Улан-Удэ, в религиозной организации
«Тэнгэри» и в селе Челутай Агинского района Забайкальского края на
шанаре — древнем обряде посвящения в шаманы. Также съёмочная группа
побывала и на острове Ольхон, где раз в год устраивается коллективный
молебен.
|
- В Бурятии в каждом роду обязательно был шаман. Он
был и жрец, и лекарь и проводник в мир духов, которые знают всё. В
советской Бурятии в 30-е годы служители культа были объявлены
вредоносными элементами. Значительная часть была репрессирована,
некоторые расстреляны. После развала СССР шаманизм начал активно
возрождаться и сегодня в одном только Агинском районе практикуют около
200 шаманов, - рассказывается в документальном фильме.
В селе Челутай обряд посвящения в шаманы проходил Зандан. Он узнал, что
ему суждено стать шаманом 11 лет назад, когда на одном из шаманских
ритуалов духи предков потребовали у его отца посвятить сына в шаманы,
когда ему исполнится 33 года.
- От этого обряда не убежишь, если отказаться, то у родственников и
детей закроется дорога, - сказал Зандан.
Обряд посвящения в шаманы шёл в Челутае трое суток. В первые сутки шла
подготовка к обряду. В обряде участвовали девять детей, двое помощников,
названные мать и отец. Обрядом руководил один из самых известных шаманов
в Агинском районе Баир Ринчинов.
На вторые сутки шанара женщины приготовили угощения для духов –
жертвенного барана и молочную водку. А Зандан четыре часа подряд звонил
в колокольчик, читая молитвы, а затем четыре часа подряд бил в бубен.
- Они делают как бы универсального шамана, который должен уметь общаться
с разными духами, камлать, обращаясь в разные сферы, и быть в контакте с
разными божествами, поэтому они делают ритуал два в одном. Они делают «по-белому»
и «по-чёрному» в одном посвящении. Что касается ритуалов «по-белому», то
там колокольчики и посохи. «Белое» это не значит, что всё хорошее,
«белое» и всё, безоценочно нужно к этому относиться. А там, где
используется бубен – это ритуал «по-чёрному», - объяснила руководитель
центра медицинской антропологии Института этнологии и Антропологии РАН
Валентина Харитонова.
На третьи сутки шанара Зандан должен был легко и быстро залезть на
тонкую берёзу. Это была бы проверкой того, что в него вселился дух.
- Одна из важных деталей обряда – это то, что шаман должен подняться на
берёзу. И они очень часто рассказывают о том, что они буквально как
птицы взлетают. Они говорят все, что испытали вот такое ощущение
необычной совершенно лёгкости прямо как ощущение полёта, - отметила
Валентина Харитонова.
Но Зандану не удалось подняться на дерево – значит быть шаманом ему ещё
рано. Ему обряд посвящения в шаманы можно будет повторить только спустя
несколько лет.
Авторы фильма показали также, как проходит шанар в религиозной
организации «Тэнгэри» в Улан-Удэ. Там проходили одновременно немного
поодаль друг от друга сразу три обряда посвящения в шаманы. Шанар
проходили шаманка из Берлина, будущий учёный по этнографии и один шаман
из Бурятии.
- Во время обряда шаман должен несколько раз войти в изменённое
состояние. Здесь говорят «завести в себя духа». Так шаман знакомится со
всеми своими предками и тренирует нужные способности. Дух «онгон»
благословляет и отвечает на вопросы окружающих, - повествуется в фильме.
Основной причиной из-за которой человек встаёт на шаманский путь
является так называемая «шаманская болезнь» - депрессии, галлюцинации,
невезения и хвори. И только став шаманом, люди избавляются от них,
считают представители религии.
Между тем сегодня шаманами хотят стать совершенно обычные люди, не
страдающие «шаманской болезнью».
- У нас бывают люди, которые очень хотят быть шаманами, ну не знаю с
какой целью, но хотят прямо. Приезжают из разных регионов, но когда
видят наши посвящения пятки сверкают, - сказала шаманка религиозной
организации «Тэнгэри» Радна.
В фильме также показали массовый шаманский молебен-тайлган, который
прошёл в начале августа на Ольхоне. Обряд начал проводиться с 2003 года
по инициативе учёных как часть конференции «Ольхон – сакральное сердце
Сибири». А затем тайлган стал ежегодным. Максимальное количество шаманов
– около 200 – собралось на Ольхоне в 2018 году.
- Массовый молебен-тайлган - обряд жертвоприношения духам. Они приносят
здоровье, счастье, благополучие всем. После ритуальных действий шаманы
вселяют в себя духов. Самые сильные шаманы спускают духов местности.
Кульминация обряда – когда сам Верховный шаман Баир Цырендоржиев
спускает главного духа острова, к которому со своими вопросами могут
обратиться собравшиеся люди. В финале обряда шаманы призывают удачу для
всех, кто собрался на обряд, - заключается в фильме. |