●
Шаманы намерены заявить о себе
Российские шаманы намерены заявить
о себе во всеуслышание и призывают власти признать их религию
традиционной наряду с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом.
Чтобы обсудить проблему, «собеседники духов» соберутся на большом съезде
в начале августа.
|
Призвание и профессия
Народы Сибири с давних времен видели в шаманах посланников высших сил.
Люди считали, что частые обмороки или эпилептические припадки у ребенка
— свидетельство уникальности. А если он выжил после удара молнии,
значит, точно не от мира сего. После обучения шаманскому искусству
избранный становился самым важным членом общины, источником знаний и
главным советчиком. Ведь, согласно поверьям, с ним говорили духи.
Звуки шаманских бубнов не умолкают и в XXI веке. Посредники между двумя
мирами под пугающее горловое пение входят в транс, чтобы связаться с
потусторонними силами. Причем многие небесплатно. Социальные сети полны
объявлений: «Опытный шаман снимет порчу или исцелит от болезней».
В Туве пошли дальше. Там переговорщики с духами — официальная профессия.
В трудовой книжке так и пишут: «шаман». Служители древних культов
занимаются не только народной медициной: они освящают здания и
автомобили, помогают раскрывать убийства, охраняют культурные объекты.
Например, выступают против строительства лыжных баз на священных для них
горных склонах. А в 2014-м настояли на возвращении из Новосибирска на
Алтай археологического артефакта — мумии принцессы Укоки.
«Шаманы должны помогать людям в разных ситуациях: решить какие-то
жизненные проблемы, исцелить от болезней. Они способны призвать счастье
в жизнь и удачу во всех начинаниях», — объясняет верховный шаман России
Кара-оол Допчун-оол.
По его словам, из-за пандемии шаманские услуги особенно востребованы. И
уж кто, если не они, «проведет коллективный обряд защиты от духов
болезни»
Три года назад, рассказывает он, шаманы наконец объединились и создали
Единый совет. Тогда же заявили о грандиозных планах на будущее: стать
«пятой религиозной силой» в стране.
«Мы соберемся на очередной съезд 6 августа в Кызыле. От имени всех
шаманов хотим обратиться в Совет Федерации, комитет Госдумы по делам
национальностей, в министерство юстиции, а также лично к президенту
России. Мы просим придать шаманизму статус традиционной для России
религии», — поделился планами Кара-оол Допчун-оол.
В России шаманизм исповедуют представители малых народов Севера, Сибири,
Дальнего Востока, Бурятии и Иркутской области: буряты, эвенки, якуты и
др. В общей сложности число последователей верования — около миллиона
человек.
«В Бурятии 15% населения — чистые шаманисты. Хакасия активно набирает
обороты. Шаманство развито среди жителей Тувы: тоже примерно 15%. Еще
столько же ходят одновременно и к шаманам, и в дацан. Это особенность
религиозного сознания», — рассказал шаман Николай Качуров, член
тувинской религиозной организации «Великий Медведь» (входит в Единый
совет шаманов России).
Деятельность религиозных организаций в России регулирует Федеральный
закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 года. В
преамбуле говорится, что Российская Федерация признает четыре
традиционные конфессии. Культурообразующая религия — православие. Затем
ислам, буддизм и иудаизм.
Религия или нет
Однако исследователи давно спорят о том, корректно ли вообще называть
шаманизм религией. Неясно, что это — набор мистических практик, подобный
распространенному в народе гаданию, или же полноценный культ с
собственными божествами и структурой, как, например, буддизм.
«В шаманизме есть теоретическая и практическая составляющие — космология
(картина мира в той или иной религии. — Прим. ред.) и различные
магические практики. Соответственно, есть религиозное сознание и
религиозная деятельность. Также религиозные отношения — общение шамана с
духами. То есть три элемента, позволяющие назвать шаманизм религией,
имеются. Но вот чего нет: организации», — поясняет профессор кафедры
философии религии и религиоведения МГУ Владимир Винокуров.
По его мнению, объединение шаманов невозможно потому, что у каждого свои
представления о потустороннем мире, собственные обряды. Нет строго
прописанного в священных книгах вероучения. И тем более четко
выстроенной структуры духовенства, как в католической или православной
церквях.
Кроме того, обращает внимание религиовед, шаманизм сильно привязан к
определенной местности. Поэтому у тувинских и якутских шаманов разные
святыни.
«Только на той земле, где проживает община, находятся сакральные для
шамана объекты — реки, горы, деревья. Это также сдерживающий фактор для
их объединения», — уточняет Винокуров.
За ответом — к духам
Несмотря на горячие споры ученых, популярность шаманов в народе растет,
и сегодня они вытесняют традиционных гадалок и прорицательниц.
«Образ последних общественное сознание нивелировало. Карты Таро и
хрустальные магические шары — это уже не убедительно. Люди ищут что-то
новое», — считает Екатерина Элбакян, доктор философских наук, эксперт
центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы ИГСУ
РАНХиГС при президенте РФ.
Кроме того, отмечает она, некогда популярных в народе гадалок теперь
чаще ассоциируют с аферистами. У шаманов же в силу новизны для жителей
крупных городов такой репутации нет. Однако с увеличением спроса на их
услуги конкуренция между служителями духов увеличивается.
«Сейчас пошла мода - взял бубен да стучи себе. Таких полно. Мы посвящаем
этому всю жизнь, а тут появляется какой-то тип с криком: «Я шаман!», и
все мои десять лет практики насмарку», — жалуется шаманка Оксана Ким.
Поэтому шаманы и добиваются признания на государственном уровне: чтобы
очистить ряды от мошенников. Правда, как определить, кто имеет право
бить в бубен, а кто нет, неизвестно.
Отметим, в Бурятии шаманизм официально признан традиционной религией.
Представители республики в 2018 году принимали участие в съезде шаманов,
который проходил в Туве, создав Единый совет шаманов России и избрав
верховного шамана РФ. И это была не первая попытка придать шаманскому
движению организованный характер. Еще в 2009 году прошли сетевые «Первые
народные выборы верховного шамана России», где были представлены 188
кандидатов.
Однако многие представители древнейшего на Земле религиозного культа
сомневаются в легитимности принятых тогда решений и в необходимости
избрания каких-либо руководящих органов шаманизма, включая верховного
шамана.
К слову, в Бурятии шаманизм прекрасно развивается без общефедеральных
«надстроек». В Улан-Удэ, как известно, построен первый в России
шаманский храм «Тэнгэриин Ордон». Однако желание шаманов добиться
официального признания своего культа в целом в стране возникло не вчера.
И, судя по всему, никуда не делось. А как оно будет далее,
поживем-увидим. |