●
Буряты и сегодня живут древними традициями
Бурят должен поимённо помнить всех
своих предков до седьмого колена — каждый из них что-то в него вложил и
продолжает оберегать даже после смерти. Кроме предупреждений и помощи от
рода можно попросить содействия у духов — хозяев гор, лесов, воды и пр.
И конечно, в любой ситуации рядом будет семья — больше сотни человек,
если все соберутся.
|
Под пологом юрты
На полу просторного войлочного шатра лежат аккуратно расчёсанные овечьи
шкуры, у стен — немудрёная мебель. На небольшом столике, раскрашенном в
яркие цвета — жёлтый, красный, зелёный, расставлены фигурки,
изображающие буддийские божества и животных. По стенам развешаны
нарядные шёлковые одежды, под мужскими лежит седло. На лавке — расшитый
мешочек с выкрашенными в разные цвета бараньими косточками для игр,
войлочные куклы. На соседней стоит загадочный агрегат: сверху — широкая
миска, под ней — ручка, как у старой советской мясорубки.
— Это сепаратор, чтобы готовить тарасун, молочную водку, — улыбается
Светлана Имедеева, заведующая кафе "Дархан". — Он достался мне от
бабушки и до сих пор исправно работает. В него заливается молоко, чтобы
отделить сливки от сыворотки. Из сливок мы делаем сметану и масло, а из
сыворотки часть берём на творог, а остальное оставляем сквашиваться дней
на семь-девять. Потом каждый вечер добавляем в эту массу закваску,
получается брага "хурэмге" крепостью 1–3 градуса. Остаётся только
перегнать её в самодельном кубе, и готов алкогольный напиток, обычно от
9 до 12 градусов.
В тарасун не добавляют ни дрожжи, ни сахар — это молочный продукт в
чистом виде. Ему приписывают целебные свойства: в прежние времена детей
лечили от вздутия живота или простуды, давая им перед сном полстакана
тарасуна — "ночью пропотеешь, и утром болезни след простыл". Сейчас
такой напиток умеют готовить всего в нескольких районах Бурятии — в
частности, Баргузинском и Курумканском.
Соглавно бурятскому поверью, первую порцию молочной водки надо
непременно "брызнуть" духам, остальное можно подавать к столу по
торжественным поводам. Но ни в коем случае не опустошать бурдюк до конца
— в остатке живёт винный червь, если его выпить, появится тяга к
спиртному. Чтобы избавить от неё человека, придётся обратиться к шаману,
чтобы он винного червя изгнал.
Правая, западная, часть юрты традиционно считалась мужской, на этой
половине хранилась конская упряжь, охотничье снаряжение. "Сюда может
проходить только хозяйка юрты, — рассказывает Светлана. — Или невестка,
которая принесла наследника. Если же у неё родилась девочка, а сыновей
пока нет, она заходить на мужскую половину не имеет права". Левая,
восточная, часть считалась женской вотчиной.
В центре — очаг, "гал гуламта", хранитель рода и символ благополучия.
Каждое утро нужно побрызгать хозяину огня молоком, чтобы он присмотрел
за домочадцами. "Мы очень суеверны, — замечает Светлана. — Например, у
нас не принято гасить огонь водой — это две взаимоисключающие силы. Если
я разожгу костёр в степи, я буду тушить его только землёй, она
умиротворяет".
За очагом напротив входа — самое почётное место, именно там стоит "гунгарба"
— домашний алтарь, где расставлены статуэтки Будды, бога благополучия
Намсарэя, покровительницы женщин Зелёной Тары и др. Им тоже каждое утро
преподносят рюмочку молока или чая.
Когда буряты ещё кочевали, прежде чем поставить юрту, необходимо было
водрузить на выбранном месте шест "сэргэ", который служит коновязью и,
как считается, отгоняет злых духов. Если сын в семье собирался жениться,
его родители ехали в дацан, чтобы узнать у ламы, в какой именно день
лучше ставить коновязь, закладывая под неё конфетки, монетки и печенье,
а после брызгая водкой и молоком, чтобы новая семья жила счастливо и
богато. Впрочем, это был не первый визит к ламе в связи со свадьбой —
для начала было необходимо убедиться, что невеста сыну подходит.
Под присмотром предков и духов
Буряты считают, что каждый из их предков что-то в них вложил. Родители —
здоровье, бабушки и дедушки — таланты и т.д. Если заболел зуб, нужно
идти к врачу его лечить и ни в коем случае не удалять — каждый зуб
символизирует одного из предков, которые стоят за спиной человека,
поддерживая и защищая. Раз в три года вся семья собирается на родовой
обряд. Съезжаются на стойбище с родовыми коновязями за селом, приглашают
шамана, покупают барана, везут в подарок духам молоко, конфеты, печенье,
спички, сигареты, водку…
— Два года назад мы купили четырёх баранов и кобылу, — вспоминает
Светлана. — У нас семья очень большая, человек триста собралось, поэтому
и жертв подготовили так много. Баранов полагается ритуально зарезать, а
кобылу украшают ленточками и отпускают — её никто не будет пытаться
поймать, все увидят, что она посвящена предкам. Так и будет ходить сама
по себе.
У каждого рода есть своё животное-покровитель, оно может прийти к
кому-то из членов семьи во сне — предупредить о чём-то или попросить,
чтобы ему "побрызгали". Светлане обычно снится волк, если надо посвятить
обряд материнскому роду, и медведь, если отцовскому. А ещё в её семье
есть примета: если по пути встретилась косуля, лиса или другой дикий
зверь, значит, ожидается пополнение. Необязательно это означает рождение
ребёнка — может быть, свадьба приведёт в семью зятя или невестку, может
быть, грядёт крупная покупка, но в любом случае в семье что-то
прибавится.
— В каждом районе у каждой семьи есть свои суеверия, — говорит Светлана.
— Мой папа
рассказывал, что незадолго до войны река у деревни вдруг заполнилась
рыбой. Очень много было щуки, можно было руками её вытаскивать. Мне об
этом напомнила сестра в 2019 году: по весне опять неожиданно пошла щука,
вдоль всей реки вплотную стояли машины — к нам со всей республики на
рыбалку ездили. И сестра сказала: "Что-то будет, не к добру"… Это
произошло перед пандемией. Получается, всё правильно нам родители
говорили.
Помимо предков, буряты почитают природных духов — "хозяев". Собрался в
лес — попроси разрешения у хозяина тайги, хочешь зачерпнуть воды или
умыться — обратись к хозяину воды. Причём если моешься, споласкиваться
нужно так, чтобы грязная вода уходила в землю, а не в речку или
источник. Иначе хозяин воды обидится, а это чревато болезнями —
например, кожными. И если такая неприятность всё же случилась, надо идти
не только к врачу, но и к ламе — узнать, откуда пришла болезнь. А уж
потом либо с этим ламой, либо с шаманом отправляться к хозяину воды —
брызгать и просить прощения.
На первый взгляд кажется, что необходимость постоянно жить с оглядкой на
духов, предков, приметы и знаки от тотемных животных довольно
обременительно. Но буряты не имеют ничего против — они всегда знают,
кого можно попросить о помощи и как договориться с недовольным
"хозяином". Главное, относиться ко всему с уважением, и сама природа
начнёт тебя поддерживать. |