●
Верь, молись... делай это правильно
В Бурятии шаманизм был
распространен еще у жителей древнего Байкала. Как правильно вести себя и
не поссориться с духами Байкала?
|
Намоленные места
В Бурятии говорят: «Если относишься к Байкалу хорошо, он одарит тебя,
если плохо — пеняй на себя». Люди верят, что у озера есть характер и
своя воля: вредителей он наказывает, а за благие поступки вознаграждает.
По пути к Байкалу есть священные места, в которых принято просить у
духов спокойной дороги или хорошей погоды.
О том, как правильно вести себя в таких местах, рассказал ясновидящий
шаман Игорь Барлуков, для которого общение с духами — повседневность. По
его словам, места поклонения духам появились тогда же, когда на берегу
начали селиться люди.
— В каждой деревне есть свое святое место, куда испокон веков ходили
молиться предки. Люди там живут давным-давно, столько же лет существуют
эти места. Для жителей Бурятии Байкал — это священное море, а
покровитель водной стихии – один из сильнейших представителей тотема
богов. Как ясновидящий шаман, я, когда езжу на Байкал, могу молиться и
брызгать в любом месте. Все взаимосвязано: вода не только стихия, но и
суть божества, — рассказывает Игорь.
Люди верят, что если помолиться в священном месте на пути к Байкалу, то
дорога и погода во время путешествия будут спокойными. Если же
относиться к озеру без уважения или, того хуже, вредить ему, то оно
может ответить тем же.
— Характер у Байкала непростой. Люди, живущие на берегу, хорошо с ним
знакомы. Взять хоть байкальский ветер — сарму. Его не зря считают одним
из самых опасных ветров: он переворачивает лодки, люди тонут. Знакомый
рыбак говорит, что сарма — самый страшный ветер. Дело не в его высоте, а
в какой-то разрушительной мощи. У нас не принято мусорить в озеро, это
табу, это осквернение воды. Все-таки Байкал — это особое место,
почитаемое, — задумчиво произносит шаман.
Он отмечает, что задобрить духов подаяниями совсем не главное.
Достаточно просто помолиться и поприветствовать хозяев местности.
Подкрепить свою молитву можно белой пищей, монеткой или же «побрызгать»
— обмакнуть безымянный палец в напиток, а затем щелчками разбрызгать
капли по четырем сторонам света, начиная с той, откуда светит солнце.
Брызгать принято алкоголем: раньше для обрядовых действий и таких
ритуалов использовалась молочная водка — тарасун. Ее готовили
исключительно для обрядов или на большие праздники, чтобы поставить
перед дорогими гостями. Сам напиток был слабоалкогольным, да и тратить
дорогостоящий продукт на распитие люди не хотели.
Но со временем тарасун заменили на простую водку, ведь на изготовление
молочного напитка уходило много времени, а сам процесс был дорогим.
Однако есть и те, кто хранит традиции и по сей день брызгает тарасуном.
— Говорят, что буряты брызгают водкой, потому что любят пить. Но так
думают только обыватели, которые далеки от бурятских традиций. Корни у
этой традиции совсем другие: водка стала заменителем тарасуна, потому
что ее проще и дешевле купить. Вот и вся причина, почему брызгают
алкоголем, — объясняет шаман.
«Бурханить» служитель духов советует осознанно: если не знаешь, где
брызгать, лучше этого не делать. Везти с собой много угощений для духов
тоже не стоит, достаточно помолиться и оказать уважение поклоном. Кроме
того, преподносить угощения нельзя после заката.
— Говорят, ночью не надо брызгать — чертей кормишь. После заката
наступает их время. Поэтому, если ночью брызгать, угощать будешь чертей.
Привяжутся потом неупокоенные сущности, — предупреждает шаман.
Знак уважения
Еще одна традиция, которая часто встречается в священных местах, —
вязать на ветки деревьев хадаки. Игорь Барлуков советует не вязать их на
ствол дерева, потому что шелк разлагается десятки лет и ленты могут
навредить дереву. Куда лучше будет неплотно повязать хадак на ветки или
же положить рядом с деревом.
Хадаки тоже своеобразное подношение духам местности. Привязывая их на
деревья, люди молятся, а цветные ленты остаются как след, чтобы боги
видели их молитвы. Хадаки могут быть разных цветов, и у каждого есть
свое сакральное значение. Голубой — вечное синее небо, белый — открытая
дорога, зеленый — природа, красный — огонь.
В священных местах нельзя мусорить, охотиться, проявлять неуважение к
хозяевам и вести себя непочтительно. Осквернять такие места то же самое,
что нарушать спокойствие в дацане. И наказание от духов может быть
соответствующим.
Шаман, слегка покачиваясь на стуле, задумчиво говорит о том, что загадок
на земле много и все же одно из самых таинственных мест — Байкал. Даже
сегодня озеро изучено так мало, что люди вряд ли представляют, какие
загадки таят в себе его воды. Но одно мы знаем точно: нужно с уважением
относиться к Байкалу и местным божествам. |