●
Павел Флоренский: "Между религией и наукой
конфликта нет"
Интервью с академиком РАЕН П.В.Флоренским
Как интерес к явлениям, которые в быту принято называть "чудесами",
уживается с религией и наукой? В этом вопросе мы попросили помочь
разобраться председателя Рабочей группы по изучению чудесных знамений
при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата Русской
православной церкви, профессора, академика РАЕН П.В. Флоренского.
-
Павел Васильевич, с какой целью создавалась возглавляемая Вами рабочая
группа, известная в народе как "комиссия по чудесам"?
- Синодальная богословская комиссия, при которой действует наша рабочая
группа, - это высшее философское, идеологическое подразделение при
Патриархии. Мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими в лоне
Русской православной церкви. Но только в православии! Мы не хотим
касаться того, что происходит в иных конфессиях. Это неудобно, как лезть
в чужие семейные отношения. Там есть свои мыслители, свои думающие люди.
Так, предмет наших наблюдений и исследований – "маслопоявление", хотя
гораздо чаще это явление называют "мироточение" – происходит в очень
многих конфессиях. И у шаманов. Это явление сопровождает, может быть,
некий духовный процесс. Как и многие другие чудеса, оно не прерогатива
христианства и православия. И возникает вопрос: всегда ли
"маслопоявление" связано с добрыми силами? По крайней мере, некоторые
экстрасенсы проделывали разные, и не менее замысловатые фокусы. К чему
это приводило – я и не обсуждаю. Хотя такие иногда интересные феномены
бывают, что "покопаться" хочется. Великий химик-органик Бутлеров был
спиритом, а великий Менделеев - руководителем комиссии вроде нашей, по
научному анализу чудес. И он не верил в спиритов. Конфликт их
общеизвестен.
Именно как ученый я и вошел в комиссию, так же, собственно, как и мои
коллеги. Двигает нами то же чувство, что и движет учеными вообще –
любопытство. Интереснее всего работать на пограничных областях, на грани
необъяснимого. А то, что происходит в храме – там все благодатно, в этом
верующий человек не может сомневаться.
- Но любопытно все же – в чем причины "мироточения"?
- Как такового "мироточения" нет. Есть маслопроявление,
маслоконденсация. Если хотите – елеепроявление. Это не миро, а некое
масло, иногда благоуханное, иногда безвкусное и бесцветное, без запаха.
Миро – это вещество, которое варит патриарх на всю Россию раз в
несколько лет, и которым человеку раз в жизни лоб помазывают при
крещении. Это абсолютно священное вещество. И в таком словоупотреблении
можно усмотреть или неграмотность, или провокацию, уж не знаю что.
Но есть два места, где это происходит в "товарном" количестве. Одно в
Клину, другое в поселке Локоть в Брянской области. Комната обставлена
как иконная лавка, рядами стоят иконы, кюветы, и течет, течет... Литрами
натекает в сутки благоуханное масло. Все это сопровождается молебнами,
благочестивым поведением хозяев, постоянными посещениями батюшек,
паломников, которые оставляют там деньги. Но что все ставит под вопрос?
Одна из благодатей в православии есть послушание, мир, благодеяния,
уважение к матери-Церкви. И там, и там эти очаги мироточения не
пользуются поддержкой районного благочинного и областного архиерея. И
это сразу позволяет мне сомневаться в благодатности происходящего. В
одном из этих мест я – неблагочестиво, конечно – поставил эксперимент.
Сказали: вот сегодня, наверное, "снизойдет мироточение". Постелили
большую тряпицу, положили иконы. Люди привозят туда иконы на
"размироточивание" - термин-то какой! – на них появляется масло, и они
вроде бы продолжают мироточить и дома. Меня спрашивают, почему я не
привез икону. Я объясняю, что если это такой святой продукт, то держать
его дома я стесняюсь. Положили эти иконы, а я нечаянно на тряпице забыл
лист бумаги. Ручку там, отнюдь не благодатную, забыл. Приходим.
Действительно, на иконах масло благоуханное. А на бумаге – масло только
там, где она торчала из-под иконы. И на моей ручке тоже – масло.
Допустим, что происходит конденсация. (Я исключаю вариант с
жульничеством). Тогда это нейтральный естественный процесс – вещество
конденсируется на любой поверхности, что невозможно по простым расчетам
плотности пара. Провели анализы вещества из обоих "чудесных" мест. В
первом случае масло на основе обычного подсолнечного, только с отдушкой.
В другом – масло оливковое, и тоже с отдушкой.
Где-то в Интернете появилась информация, что "комиссия по чудесам в
чудеса не верит". Я верю. Но дело сложнее и хуже – я не верю в
благодатность многих из них. Я очень их боюсь. Экстрасенсы, также
претендующие на сверхъестественные способности, очень много вреда
сделали, отправили на тот свет бездну народа. Если это не просто
шарлатанство, то делано темными силами.
- Вы рассказали о тех случаях, когда "маслопоявление" происходит, так
сказать, за оградой церкви. А внутри?
- В церкви масло появляется в очень небольших количествах, легкий налет
на иконе - и все. А для исследований нужны значительные объемы вещества.
- Научная комиссия по религиозным чудесам – в этом сочетании нет
мировоззренческого противоречия?
- Противопоставление религии и науки – проблема, придуманная в Западной
Европе, когда католическая церковь стала злоупотреблять своим
авторитетом и вмешиваться в чужую область. В результате произошла
реформация. У протестантов конфликта религии и науки нет. В этом смысле
мусульмане поступили правильно. У них каждый текст, в том числе и
научный, начинается с фразы: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного".
В исламе изучение твари Божьей есть само по себе богословие. И в
действительности между религией и наукой конфликта нет. Просто это
разный подход к основным вопросам бытия. Плоскости почти не
пересекающиеся, если говорить о чистой вере, а не о религии как
мировоззрении. Что главное в религии? Этика. А наука - аэтична,
безэмоциональна. Ученый режет лягушку и наблюдает бесстрастно. А этика
говорит: нехорошо!
Вопрос не в том, существуют ли чудеса. Для действительно верующего
человека все проникнуто благодатью Божией и все чудо. Но интересна
граница между чудесным явлением и тем, что можно объяснить рационально.
Наука – это цепь из множества звеньев, но эта цепь конечна. Всегда
остаются вопросы, на которые наука пока не может ответить.
Мы сейчас переживаем неимоверное, удивительнейшее чудо: в истории еще не
было случая, когда бы в храм хлынула такая масса народа, чтобы ежечасно
строились храмы, так как это происходит в последние годы в России.
Конечно, есть и издержки. В Церковь и священнослужители, наряду с
подавляющим большинством благодатных людей, пришли те, кто принес с
собой амбиции. В частности, такое болезненное, уродливое явление, как
креационизм, когда уверяют, что мир действительно дословно создан в
шесть дней. И все, что написано в Библии, надо понимать дословно – в
переводе с древнееврейского на современный русский. Но эта тенденция
идет не из глубин православия, как уверяют креационисты в роскошно
изданных антиэволюционистских сочинениях. Сочинения эти проплачиваются
зарубежными фондами, ассоциированными с некоторыми протестантскими
сектами, даже не с ортодоксальным лютеранством. Понятно - кто платит,
тот и "музыку" заказывает. А ведь в дореволюционной России церковники
были самым образованным классом. В наши дни недалекие неофиты принялись
травить науку, ставя в неудобное положение истинных верующих.
- Вы с осторожностью относитесь к увлечению людей чудесами, даже если
они связаны, пусть и не напрямую, с традиционными религиозными
убеждениями народа. Но ведь многие нуждаются в таких, может быть,
грубых, ощутимых проявлениях мира духовного, зримые чудеса помогают
верить, дают людям, измученным социальными и духовными неурядицами мира
земного, надежду на высшую реальность...
- Благословляя нашу рабочую группу, митрополит Филарет Минский говорил,
что сейчас создается некая "парацерковь", "церковь чудес", которая
отвлекает людей от Церкви. В храме происходит великое чудо –
пресуществление Святых даров – и хватит! Хочу подчеркнуть: Господь
действительно врачеватель всего.
Но дошло до чего: висят плакаты с подробным расписанием, к какому
святому, с какой проблемой обращаться. Как в собесе. Не надо требовать
от церкви лечения болезней, как от врачей! Мы все, например, подаем
записки о здравии и за упокой. И этого достаточно. А на Синае , в
монастыре св. Екатерины, записки подают просто с именами. Насельники
монастыря объясняют: неужели Бог не разберется сам, без подсказок, если
это конечно тот Господь, в которого верят и которого знают христиане?
Вот она - сила веры.
- К изучению каких еще чудесных явлений Вы обращались как ученый?
- Известно чудо на горе Фавор, когда на день Преображения – а этот сезон
в Израиле безоблачный - собираются облака. Я заказал космические снимки
горы в этот день. На них видно, как в ночь собираются облака кругом горы
Фавор. А на следующий день они все к морю уходят. К сожалению, пока не
удается организовать получение подобной съемки Иерусалима на Пасху. В
чем важность этих явлений – облака над Фавором и схождение Благодатного
огня на Пасху? В конце концов, у нас нет отсчета в датах связи
человечества с Богом. Она априори признается в Юлианском календаре. Есть
научное объяснение астрономическим явлениям. А этим нет. В канун Пасхи,
по Юлианскому календарю, в субботу сходит огонь один раз в год в храм
Гроба Господня. И благодать на гору Фавор в день Преображения Господня.
Раз в год собираются в одном месте облака - в жару, в пустынном климате!
Это уникальные моменты, когда человеческий календарь "гвоздями прибит" к
космосу.
Я снова мечтаю попасть Иерусалим на Пасху, имея магнитофоны и приемники.
Если это молнии – а это молнии – то они должны по грозоотметчику Попова
отмечаться во всех диапазонах. Если начнутся помехи, природа этого
явления электрическая. Лишает ли это объяснение Божеской благодати чудо?
По-моему, нет.
- А вообще, имеет ли смысл искать объяснения тем явлениям, которые, как
считается, служат знамениями свыше?
- Кто-то читает молитвы, кто-то пишет иконы, кто-то строит храм. А мы
изучаем творения Божьи. Это тоже один из способов богослужения. Как
говорила моя покойная бабушка, если с любовью и благочестиво, то можно.
|