●
Ожившие души или загадочная история буддийской статуи
Эту, произошедшую полтора
года назад, историю я почти забыл. По крайней мере, так думал. Но
стартовавший в регионе конкурс "Семь чудес Забайкалья" заставил меня
вернуться к теме душ Цугольского дацана… Теме загадочной, если не
сказать: сказочной!
На
ловца и зверь…
Эта история началась в январе 2008 года с разговора с Сергеем Гридневым
- главным специалистом краевого Управления пресс-службы и информации.
Мне, студенту-религиоведу, везло. "Зверь бежал на ловца". Новости
сыпались одна за другой. Вот и Сергей передал мне диск с фотографиями,
присланными в администрацию из Цугольского дацана. "Тут на снимках
что-то не понятное", - многозначительно добавил он. Я поблагодарил и
сунул диск в сумку, чтобы забыть о нём до вечера. Но когда на мониторе
компьютера открылись снимки, сделанные в 2007 году в старейшем
буддийском монастыре Забайкалья, я, силясь сохранить скепсис Фомы
неверующего, всё же не мог поверить своим глазам. На фотографиях была
запечатлена установка и освящение восьмиметровой статуи будды Майдари.
Но не только красота фигуры поразила меня, а и то, что большинство
снимков были покрыты множеством прозрачных кружков, словно витающих в
воздухе. Разные по размеру, они имели, четкую и гармоничную структуру.
"Где-то я это уже видел", - мелькнуло в голове.
К фотографиям прилагался текст, в котором подробно описывалась история
статуи, впервые установленной в Цугольском дацане в 1897 году. Однако в
1930-е годы советские власти закрыли монастырь, а одну из его главных
реликвий - будду грядущего Майдари - сначала перевезли в Улан-Удэ, затем
в Ленинград, где она хранилась до начала 1990-х в Музее религии. В 1992
святыня вернулась в стены родного дацана, и её разобранные части ещё
около 15 лет простояли на втором этаже дугана. Лишь в 2002-м году
шэрээтэ (настоятель) Цугольского дацана Абида-лама при финансовой
поддержке администрации округа начал строительство сумэ - нового
"жилища" Майдари. Тогда под руководством улан-удэнского мастера Баира
Дармаева началась и реставрация статуи.
Долго кочевавший по стране памятник нужно было освятить, заложив внутрь
будды реликвии - шун. Этим и занялись одновременно с реставраторами
буддийские монахи. Прихожанин Чимит Максаров снимал ход работы на
цифровую камеру. Он и сделан снимки, просмотрев которые, я задался
вопросом: "Что это?"
В поисках разгадки
Несколько дней я пересматривал снимки, пытаясь найти разумное объяснение
увиденному. Круги - разные по размеру, прозрачные, с одинаковой
структурой. На одних фотографиях их не было, на других - лишь один-два,
зато некоторые были сплошь усыпаны ими.
Что это? Солнечные блики? Отражение капель дождя, оставшихся на стёклах
сумэ? Эта версия разлетелась в пух и прах, когда я нашел кадр, на
котором было видно, что за окнами ночь. О том же говорилось и в
приложенном к фотографиям тексте: "Часто приходилось работать по ночам".
Если работали ночью, - значит, снимали со вспышкой. Статуя позолоченная,
могли быть блики? Эта догадка показалась основательней, но нет, -
нашлось фото деревянного трона и потолка. Они бликовать не могли, но и
здесь было множество загадочных кругов. Проектор? Photo-shop? Но зачем?
Если бы ламы гнались за сенсацией, они передали всё это в центральные
газеты или на телевидение, но ни в краевую администрацию, где их работа
могла бы просто затеряться в бумагах и волоките?
Начал всматриваться в рисунок круга, который, повторюсь, был одинаков на
всех снимках и что-то мне смутно напоминал. Где я это видел? Через пару
дней меня осенило: из памяти выплыл орнамент ткани, которой были обшиты
стены в одной из комнат Агинского дацана, где я беседовал с Дид Хамбо
ламой Цыреном Дондукбаевым. Схожий рисунок я обнаружил и на танка -
священных буддийских рисунках. Главный же сюрприз преподнесла
"Энциклопедия символов", на одной из страниц которой красовалась эмблема
- символ души в буддийском искусстве.
Итак, ламы, сталкиваясь с подобными явлениями и находя для них
религиозное объяснение, фиксировали их в живописи, обозначая таким
образом душу. С этим выводом я и отправился в Цугол.
После нескольких часов пути машина остановилась возле ворот Цугольского
дацана. Меня встретили настоятель монастыря Абида-лама и прихожанин
Чимит Максаров. "Это души, - заявил шэрээтэ после того, как я перечислил
свои догадки. - Души лам Цугольского дацана, которые возрадовались тому,
что мы вернули им Майдари. Мы вложили внутрь святыни, и статуя ожила, а
души успокоились. Их больше не будет на снимках". "Да, - согласился Ч.
Максаров. - И это уже не первый случай. Когда я принимал участие в
освящении установленной в Могойтуйском районе ступы, над ней кружили
вороны, чуть выше - лебеди, а на самом верху - такой же по форме, но при
этом огромный круг".
Всё это я слушал, стоя в сумэ. Надо мной возвышалась восьмиметровая
статуя будды Майдари. На всякий случай, несмотря на слова Абида-ламы, я
продолжал фотографировать будду, смутно надеясь на чудо. И хотя круги на
снимках так и не появились, чудо я увидел: это был сам будда и его
полуоткрытые миндалевидные глаза, словно хранящие некую тайну. Тайну душ
Цугольского дацана…
Пыльное дело
Со временем я стал натыкаться на новые снимки с всё теми же загадочными
кругами. "Пятна" оказались на фотографиях, сделанных известным
буддийским художником Николаем Дудко в тибетском городе Лхаса. Ими были
усеяны снимки, снятые моей сестрой Катей Филатовой на кладбище
мусульманских муфтиев североафриканского Туниса. Круги появились и на
фотографиях одного из залов Бутинского дворца в Нерчинске.
Интересную историю рассказала Анна Горбунова - заместитель начальника
краевого Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому
краю. На фотографиях с юбилея одного из ее коллег тоже "летали души".
Души и банкет? Какой вздор! Но нет, объяснение нашлось: праздник
проходил в кафе цокольного этажа дома номер 68 по улице Амурской, где в
1938 году был один из застенков НКВД. Там замучили многих буддийских
монахов.
Появились и новые подтверждения озвученной выше версии. Так, на кадрах,
сделанных в Сеуле профессором ЧитГУ Мариной Фоминой, помимо кругов были
ещё и шары-фонарики с всё тем же символом души. По словам Марины
Николаевны, "эти снимки сделаны во время ежегодного дня памяти усопших,
а фонари, которые в ходе торжества корейцы отпускают в воздух,
символизируют души покойников".
Нашлось, разумеется, место и для скептиков. Каких только версий они не
предлагали! И испачканный объектив (видимо, с одинаковыми пятнами на
десятке фотоаппаратов!), и намерзший иней (в африканском Тунисе!).
Знакомые химики-физики молча разводили руками. И уже казалось, что всё -
чудо! Но приятель-фотограф предложил свой, простой и логичный, ответ:
"Это пыль!".
Как рассказал знакомый, во время съемки со вспышкой бывает, что парящая
в воздухе пыль отсвечивает, и получается эффект "кругов". "Поэтому
"круги" на всех кадрах разбросаны, - заметил фотограф. - Ведь пыль всё
время перемещается, а не висит статично в воздухе. Это известный эффект.
Его описание можно найти в любой книге о фотооптике". "Но ведь
некоторые, к примеру, тунисские, снимки сделаны без вспышки", -
сопротивлялся я.
Вечером того же дня, смотря документальный фильм Леонида Круглова
"Возвращение великого шамана ", я услышал историю тувинской шаманки
Дежит-Тожу: "Когда я начинаю камлать, то сижу и играю на хомусе. Слушаю,
как он поет… Сначала в глазах совсем темно, а потом проявляются мелкие
точки, круги. Начинают мелькать, как крупный град. Вижу: это -
духи-помощники. Узнаю каждого, и больше града нет".
Спустя полтора года, на проекте "Семь чудес Забайкалья" я немедля
проголосовал за Цугол, хранящий если и не удивительные тайны, то, уж
точно, прекрасные сказки.
Экстра-справка
Цугольский дацан - один из старейших буддийских монастырей Забайкалья.
Основан в 1826 году. Большой популярностью здесь пользовалась
философская школа Цаннит (Чойра), открытая в 1850 году. В 1869 году в
дацане начато преподавание медицины. При монастыре печаталась буддийская
религиозная литература.
|