●
Таежные каменные бабы
Охотник из города Братска Иркутской области
обнаружил в тайге каменных истуканов, которым в старину, вероятно,
поклонялись охотники.
Казалось бы, лес, особенно вокруг крупных городов, давно исхожен, истоптан вдоль
и поперек и не осталось уже никаких тайн, загадок в зеленом море. Ан
нет, устоявшееся было мнение разрушил охотник из Братска Николай
Санников, обнаруживший недалеко от города каменное изваяние человека или
скорее божества. Судя по разрезу глаз, оно имеет отношение к древнему
бурятскому или, может быть, эвенкийскому роду. Охотник сразу решил, что
божество, возвышающееся над землей более чем на два метра, похоже на
женщину. Скульптура, по мнению промысловика, явно рукотворная. Николай
сфотографировал изваяние и отправил снимок на конкурс любительских
фотографий. С чьей-то легкой руки каменного человека назвали истуканом
Санникова. Позднее выяснилось, что тайга скрывает не одну, а несколько
каменных существ.
Тропой следопыта
Много лет Николай Владимирович работал в милиции, а получив погоны
майора, ушел на пенсию. Сейчас вахтовым методом возводит Богучанскую
ГЭС. Но каждый раз после трудовой вахты, несмотря на усталость, уходит в
тайгу. Излюбленное место — Тарминский залив на Братском водохранилище,
куда путь пролегает через хребет Терги. Чаще всего по непонятной
причине, без всяких объяснений охотники стараются обойти эту горную
возвышенность. Так поступал и Санников, но однажды, увлеченный звуками
глухариного тока, пошел напрямую через гору. Дойдя до небольшого ручья,
увидел необычное каменное сооружение. Приглядевшись внимательнее, сделал
вывод, что оно сложено из трех отдельных блоков — постамента, туловища и
головы.
Постамент и туловище представляют собой большие гранитные валуны, а
голова, по словам охотника, была чуть подработана, и в ней четко
проглядываются черты монголоидного лица, обращенного строго на восток.
Каменная фигура находилась на краю обрыва, а под ним шла старая вьючная
тропа.
После привала Санников проследовал по тропе и примерно через 300 метров
вышел к скале, в которой обнаружил странные углубления, ниши. Наскоро
обследовав их, нашел орудия труда древнего человека, изготовленные из
костей крупных животных. На пригорке охотника ждала каменная баба. А
через несколько десятков метров он встретил еще несколько подобных
гранитных глыб причудливой формы, высотой от одного до полутора метров.
Боги и жертвы?
Откуда в глухой тайге появились эти загадочные каменные идолы? Как
известно, до прихода русских на Ангаре жили буряты и эвенки (тунгусы).
Но и они были вовсе не первыми жителями нашего края. Раньше бурят и
эвенков сюда пришли тюрки-курыкане (предки якутов). Возможно, до них в
бассейне Ангары хозяйничали другие народы. Эти племена молились своим
божествам и духам. Верили, что каждая гора, озеро, река имеет своего
духа-хозяина, владельца этого района. Для того чтобы заслужить
благорасположение духов — хозяев мест, — приносили им различные жертвы.
Поклонение священным камням, называвшимися у аборигенов «человек-камень»
или «дедушка-камень», сохранилось и до нашего времени. Например, в
Бохане у подножия горы Шаманки находится большой священный камень,
которому поклоняются местные жители. В Баргузинском районе, недалеко от
села Баянгол, пользуется почитанием большой камень, очень похожий на
лежащего быка. Недалеко от Улан-Удэ расположена гора, вершина которой
похожа на спящего льва. Кочевавшие в этих краях охотники оставляли
табак, монеты, патроны, тряпочки. Некоторые из них после принесения
жертвы ночевали около камня. Считалось, что во сне камень охраняет от
злых духов, а еще указывает место, где можно добыть охотничий трофей.
В литературе нередко встречаются описания обряда таежников, призванного
расположить охотничью удачу. Такие обряды у разных народов имеют много
общего, они длились несколько дней и совершались возле каменных
изваяний, скал, деревьев. Эти святыни носили название бугады. Люди
обращались к тайге, огню, земле и т. д. «Энекэн бугады! О, хозяйка
Вселенной, могущественная владелица тайги, рек, речек, озер, скал, гор и
всего-всего, что имеется на этой грешной земле, всех букашек и
червячков, в том числе и нас, двуногих да поперечноглазых, именуемых
эвенками, то есть настоящими людьми, а по сути — главных соринок
земли... Эникэн бугады, о, добрые духи! Это моя последняя просьба: дайте
мне еще сил побывать в родимых местах, взглянуть на священную гору
Унгтувун возле Чиринды, посидеть на берегу озера Суринды, подышать
ароматом земли-матушки и всласть выплакаться, а я, низко склонив свою
голову, помолюсь вам и поднесу самые лучшие подношения...» — примерно
так звучало послание духам...
Николай Санников не считает себя первооткрывателем. Скорее всего, до
него в этих местах бывали и другие охотники. Дело даже не в приоритете.
Он надеется, что после опубликования фотографий и сообщения в прессе о
необычных находках в тайге ими заинтересуются археологи или этнографы.
Здесь должны побывать специалисты, провести научное исследование, чтобы
попытаться разгадать тайну каменных баб.
После очередной трудовой вахты Николай Санников обязательно побывает на
хребте Терги. Он опять будет бродить по тайге, охотиться и с увлечением
продолжит заниматься поисками. Рядом с каменным человеком разведет
костер и оставит дар божеству. Поступит так, как велит обычай древних
охотников.
Баба — значит отец
Ученые делят каменные статуи на несколько групп: антропоморфные стелы
эпохи бронзы, скифские статуи и половецкие каменные бабы. Судя по
описаниям, в братской тайге находятся последние. Из многочисленных
версий ближе всего нам показалась та, которую приводит Википедия.
Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от
юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками
сакрального искусства половцев (кипчаков) IX—XIII веков. Обычай
возводить идолов зародился в VI—VII веках в Монголии и на Алтае и
распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков, их ставили на
наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках, в
специально сооруженных для них святилищах, которые иногда ограждались
камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры
зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища
ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращенными
на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй, в каждом
не меньше 12—15.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа
предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно,
этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает
«пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ
вождей — покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость
и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу,
выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву.
Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов. В XII веке
половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников
половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с
язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В
дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих
столетий в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почет
половецким идолам, которых наделяли силой, способной влиять на
возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших
дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.
|