●
Живой дух шаманизма
Виталий
Александрович Балтаев, шаман, член иркутской религиозной организации
шаманов: “Чтобы закрепиться на данной территории, правительство царской
России вело в Сибири колониальную политику и христианизацию. С одной
стороны, это было правильно, потому что объединило народности в одно
государство. Но, с другой стороны, христианство вытравливало
традиционные религии местного населения. Очень подорвала значимость
шамана Столыпинская аграрная реформа. В свое время шаман исполнял роль и
лекаря, и предсказателя, и “комиссара” — был важнейшим лицом в родовой
общине. Советское время добавило к этому свою огромную лепту. Сейчас
традиции возрождаются, а к нам стало обращаться даже больше русских,
наверное, из-за того, что в Иркутске их численность больше. Чаще
приходят с проблемами в семье, на работе, со здоровьем, с бесплодием и
зависимостями, когда отвернулась удача или “закрыта дорога”.
|
Шаман из советской
семьи
В первый раз я увидела Виталия Александровича на лекции о шаманских
костюмах в библиотеке имени Молчанова-Сибирского в Иркутске. После речи
специалиста-теоретика из Москвы его рассказ показался особенно живым и
интересным, ведь он знает о шаманизме не понаслышке, а изнутри. Поэтому
возникло желание встретиться с ним еще раз и расспросить об этой религии
коренных народов Сибири.
– Виталий Александрович, вы довольно молодо выглядите, но при этом
имеете уже четыре посвящения и производите впечатление знающего и
опытного шамана.
– Сейчас мне 42 год. Или 43 — если считать по бурятским законам, —
начинает знакомство собеседник. И интригует уже с первых слов: — У бурят
и монголов в дореволюционное время принято было считать возраст ребенка
не от рождения, а с момента зачатия, когда душа нового человека
поселяется в чрево матери. Имя ребенку давали только по прошествии
месяца от рождения, это было связано с большой младенческой смертностью
и низким уровнем развития медицины в стране. Получается, что происходило
это ближе к году (от момента зачатия) и иногда это были имена,
означающие простые житейские вещи — стол, стул, камень, чтобы злые духи
не забрали ребенка.
– Но вас зовут Виталий — типичное русское имя.
– Я родился в обычной советской семье. Сам из Бохана, из Шаралдаевского
рода. И в нашей семье традиции шаманизма поддерживались настолько,
насколько позволяло советское время — на бытовом уровне.
Пока Виталий не стал шаманом, ему трижды говорили о его пути: сначала в
детстве — матери, потом в школьном возрасте и в студенчестве. И каждый
раз он не верил словам: “Какой шаман? Я воспитан в Советском Союзе!” Но
чему быть, того не миновать…
Шаманская болезнь
Зачастую шаманами становятся по наследству — перенимая дар от бабушки
или дедушки… В семье нашего собеседника тоже были шаманы. Однако сам он
рос обычным мальчиком. До тех пор, пока ему не пришлось пережить
шаманскую болезнь — жизненные передряги, неприятности и физические
недуги, которые говорят о том, что нужно менять образ жизни и свой путь.
– Я могу честно сказать, что прошел через серьезные испытания, —
вспоминает Виталий. — В 27 лет я был уже достаточно успешным в карьере —
работал методистом и завучем, был директором Боханской ДЮСШ. А потом
карьера тренера не сложилась, начались испытания и проблемы в семье и на
работе.
Виталий говорит, что алкоголь — лишь иллюзорная возможность уйти от
трудностей. На самом деле он помогает “отдохнуть от проблем” только на
начальных этапах. Потом же, когда появляется зависимость, ситуация
усугубляется, а жизнь стремительно катится под откос.
– И чем ближе к моему посвящению, тем сложнее становилось, — вспоминает
Виталий Александрович. — Последней каплей стало носовое кровотечение,
которое продолжалось сутки, даже сильные инъекции медицины катастроф не
помогали его остановить. Кровь перестала течь, будто закрыли кран с
водой, только во время камлания шамана. Тогда мне в очередной раз
сказали о моем пути, но я в очередной раз не поверил и отказался. Не
прошло и десяти минут, как кровь забила снова с прежней силой.
Игнорировать такой знак было глупо. Говорят, духи (онгоны) выбирают,
кому стать шаманом, когда ребенок еще в утробе. Шаманские болезни — это
испытания, и если ты устоял — ты уже силен, и тебе можно доверять. Шаман
— посредник между людьми и духами.
О темных и светлых шаманах
– Я слышала, что люди делят шаманов на темных и светлых. А по какому
признаку?
– Шаманов принято делить на черных и белых — это способ призывания и
поклонения нашим богам и духам. Белые призывают светлое божественное
начало, основу жизни, работают на созидательных энергиях — лечат и
открывают путь. Черные могут видеть духов и общаться с ними, исправлять
энергии, изгонять бесов и чертей через камлание, открывать дорогу. И
любой шаман умеет работать и с отрицательной (разрушительной), и с
положительной энергией. Отрицательная, или разрушительная, энергия — это
привороты и проклятья. Сделать это, кажется, легко, но всегда нужно
думать о последствиях, которые возвращаются к тому, кто сделал, в
многократном размере. Однако это деление условное и зависит от шамана,
насколько он сам себе позволяет переходить эту грань. Я не позволяю себе
заниматься темными вещами. Если я говорю человеку плохо — ему становится
плохо. Но потом это возвращается и ко мне. Но, скажем, по нашим дорогам
невозможно ехать спокойно, не ругаясь. Часто приходится сдерживать себя,
иначе последствия обернутся против меня.
Сейчас у Виталия три черных посвящения на бубне и одно белое — на
колокольчиках. И каждое посвящение дает новое качество, наделяет новыми
способностями, повышает уровень и прибавляет силы.
Ответственность шамана
В иркутской религиозной организации шаманов “Байкал” нет добровольцев,
все попали сюда через шаманскую болезнь. Зато в последнее время все чаще
обращаются молодые люди, которые тоже хотят получить посвящение. Опытные
шаманы стремятся их отговорить, предупреждая об огромной
ответственности, которую приходится брать на себя, вмешиваясь в жизнь
других людей.
– Человек не воспринимает серьезно то, чего не знает. Поэтому самый
легкий прыжок с парашютом — первый, когда не знаешь, что ждет тебя
впереди. А вот следующие — уже серьезные и страшные, — говорит Виталий
Александрович. — Если бы это прошло мимо нас, каждому было бы проще
жить. Сейчас я воспринимаю это как должное: так же, как то, что я
мужчина, что я бурят… А первый вопрос, который я задавал, когда мне
пришла пора становиться шаманом: “Почему я? Почему не брат или сестра?”
Ты перестаешь себе принадлежать. И одновременно с этим ты берешь на себя
ответственность за то, что вмешиваешься в жизнь другого человека.
– Неужели нельзя прийти в шаманизм каким-нибудь безболезненным способом?
Не через боль и страдание?
– Может быть и такое. Онгоны указывают на ребенка, и родители с детства
воспитывают его в духе шаманизма. Бывает это, и когда человек находит
“небесный камень” — упавший метеорит. Это большой знак. Или выжил после
удара молнии или другого серьезного испытания. Яркий пример —
шестипалые, как известный шаман Валентин Хагдаев.
Но в первую очередь шаманизм — это кровь, то есть наследственность. У
Виталия это есть и по отцовской, и по материнской линии. Это подтвердила
и бабушка Виталия, перед которой он камлал и заводил онгона — духа рода.
Она вспомнила, что ее бабушка тоже камлала еще в годы войны. Но жизнь
стерла эти яркие воспоминания за долгие годы.
Советы от целителя
Читайте сказки, слушайте поговорки и пословицы — в них написана вся
правда жизни. Русским людям ближе сказки русские народные, бурятам —
бурятские, евреям — еврейские… В них заключена вся мудрость народа,
который прожил тысячелетия до нас.
Будьте внимательны к собственным словам. Слово — не воробей, вылетит —
не поймаешь. Оно может больно ранить человека, а в завершение эта
негативная энергия по закону Вселенной вернется к вам же. Соблюдайте все
заповеди, которые есть во всех религиях и мудрости наших предков.
|