●
Очищение кровью: В гостях у шаманки Бифатимы
Истинный Дервиш,
Последний Суфий, Чёрный Шаман — прозвища Бифатимы Даулетовой, родившейся
в 1940 году в Туркестане (Южно-Казахстанская область). Она не умеет ни
читать, ни писать. В 13 лет, как утверждает сама Бифатима, с ней стали
разговаривать духи (аруахи). Тогда же они начали учить её лечить людей.
В середине 1990-х Бифатима перебралась в посёлок Унгуртас Алматинской
области и построила дом на месте, где, по её словам, в XVI–XVII веках
стояла суфийская мечеть.
|
«Жер-ана (Мать-Земля) — главный аруах
(дух) — меня привела в Унгуртас. Во сне его увидела, и горы эти, и реку.
Она, Жер-ана, во всём мне помогает», — говорит Бифатима.
По законам ислама языческие обряды нельзя смешивать с мусульманскими
канонами — это тяжкий грех. Но Бифатима отвергает порицания: «Грех —
делить людей. Я же их объединяю. Христиане, мусульмане, буддисты — все
ко мне приезжают. Именами Аллаха и духов-исцелителей помогаю им». В
сезон (поздняя весна, лето, ранняя осень) ежедневно она принимает 50–60
человек.
Обряды
Гора Айдарлы Айдахар-ата Айман Шолпан — гора Любви. Сюда Бифатима
отправляет людей, ищущих спутника жизни. Нужно пройти пешком 10
километров от её дома до горы, встать на колени перед гранитной плитой и
рассказать о своей проблеме.
Бифатима подготавливает лёгкие коровы, чтобы произвести очередной из
своих актов исцеления. По её мнению, это самый сильный внутренний орган
у животного, и он способен забирать хворь у нуждающегося. Она изо всех
сил пять раз бьёт лёгкими пациента по пояснице. Эта точка — место
скопления болезней человека, считает шаманка. В конце мясо отдается
собакам — это также является частью ритуала.
Следующий этап — обливание водой из ручья, который протекает возле дома
Бифатимы. Вода считается лечебной и очищающей от грехов прошлой жизни.
Её набирают строго в том месте, на которое укажет сама хозяйка.
Цены и перечень необходимых принадлежностей для пациентов. Обязательная
благодарность за излечение — 15 000 тенге (80 долларов). Скот, который
режут для проведения ритуалов, и необходимый для исцеления инвентарь (в
частности, ковёр для изгнания злых духов) покупаются у Бифатимы. Пол и
количество голов скота, которое необходимо зарезать, устанавливаются
также ею. Цена одного барана — около $150, быка — $1 000. Во время
мусульманских праздников особо нуждающихся Бифатима принимает бесплатно.
Фестиваль
Бифатиму пригласили на открытие экологического фестиваля,
организованного в окрестностях Алматинской области.
На этот фестиваль Бифатиму приглашают уже второй раз. Рассказывали про
её ссору со знаменитым индийским йогом на первом фестивале: якобы он не
отреагировал на тёплое приветствие Бифатимы, чем вызвал её гнев и
упавшее на него дерево. Йог остался цел, но был так впечатлён, что сразу
попросил прощения, и оно было ему дано.
После небольшой прогулки для Бифатимы поставили стол и стулья, и она
начала принимать желающих излечиться. Наложение рук именно на детей она
считает самым действенным методом: «Руками весь плохой дух забираю».
Удары по голове и шее — традиционные короткие сеансы лечения Бифатимы.
Один из основных ритуалов — обряд очищения кровью. В жертву приносят
какой-нибудь скот: козу, барана, корову, иногда даже верблюда. Всё
зависит от того, какого рода хворь необходимо одолеть.
Действо начинается с громкого медленного распевания, которым Бифатима
вводит себя в лёгкий транс. Оно начинается так: «Кошкар-ата (дух,
покровитель животных), Кошкар-ата, забери, забери боль, Жер-ана
(Мать-Земля), Жер-ана, прости, прости грех».
Суть происходящего в том, что сначала нужно проползти на животе под
брюхом животных, затем проделать обратный путь, лёжа на спине, после
этого проползти цепочкой на животе, держа друг друга за ноги. По
отдельности — сначала мужчины, потом женщины. Животное, по разумению
Бифатимы, забирает на себя болезни человека, а земля завершает
обновление.
Дальше люди спускаются в приготовленную для обряда яму. Сверху на их
головы льют кров жервенного животного. Кровь должна пролиться на темя
человека. Это символизирует новое рождение. Некоторые боялись, что им не
достанется достаточно крови, и расталкивали остальных в попытках
дотянуться до струйки и направить её себе на голову.
Несколько человек потеряли сознание прямо в яме, и их пришлось
вытаскивать за руки.
«Заново рождён, заново рождён», — мужчину трясло от радостного
возбуждения.
После нужно идти на реку, нырнуть с головой в воду, смыть с себя кровь и
семь раз перевернуться по течению реки. Из реки нужно выходить ни в коем
случае не оглядываясь — оглянувшись, возвращаешь себе старые болезни и
грехи.
Увидев огонь, Бифатима быстро подошла, села на корточки, сложила руки в
молитве и стала шептать: «Огонь, огонь, гори, но не разгорайся! Дай
силу, но не убивай! Ты господин, огонь! Мир шатается, равновесия нет. А
когда придёт — никто и не знает. Главное, открыто живи, главное, людей
не убивай. Плохо будет — ко мне приезжай, очищу от грехов. Я знаю как»,
— произносит на прощание знахарка.
|