●
Помнящий о предках никогда не будет один
Летний Ольхон больше
похож на южный курорт. Магазины, гостиницы, сувенирные лавки, прокат
сапбордов, объявления о медитации на берегу Байкала, йоге, познании
себя. Очень много людей. Весь остров считается священным. Шаманы
рекомендуют перед поездкой сюда помолиться и понять, зачем ты едешь.
|
Геннадий Тугулов —
шаман-кузнец с острова Ольхон. В ходе другой экспедиции мы уже
встречались с ним несколько лет (для него — несколько ступеней) назад. В
обучении и развитии шамана существует девять ступеней. Каждая из них
длится три года. Каждый шаг — новые способности, передаваемые предками.
Мы сидим на возвышенности перед въездом в поселок Хужир. Здесь, когда
тепло, встречаются пять ольхонских шаманов. Обсуждают проведение
обрядов. Отсюда видно Байкал, часть поселка, дорогу, по которой
постоянно ездят "буханки" с туристами.
— Мы не имеем права запрещать людям видеть Ольхон. Это природа — и она
для всех. Но важно, о чем ты думаешь здесь. Перед поездкой сюда попроси
предков, чтобы они открыли тебе эту красоту, — говорит Геннадий. — Все
молящиеся люди, любых конфессий, поддерживают этот мир. У каждого из нас
своя религия — лестница: у буддистов одна, у шаманистов другая. Но все
ведут к одному — мы все стремимся к добру.
Геннадий — тринадцатый шаман в роду, четырнадцать лет он помогает людям.
— Сейчас я держу древо своего рода. Откажись я от своего предназначения,
и древо рухнет. От своего пути я очень долго прятался. Мне с детства
говорили, что я — внук шамана. Шаманом становится или старший, или самый
младший ребенок в семье. Середину нельзя убирать. Это как полозья у
саней — сломались посередине, и воз упал. Поэтому передний должен
тащить, а задний подталкивать. Нас, детей, было десять человек — я
младший.
Однажды заболевший племянник Геннадия обратился к шаману в Улан-Удэ. Тот
попросил привести дядю, "который прячется на Ольхоне".
— Я приехал, зашел в дом к шаману, он начал говорить со мной из другой
комнаты: "Я тебя давно ждал". У меня волосы на голове дыбом встали.
Оттуда я вышел совсем другим человеком.
Геннадий говорит, что шаман, который "поставил его на нужный путь", —
наставник, а учителя — предки. Мысленно он общается с ними всегда. "У
нас свой интернет". "Человек, который помнит о своих предках, никогда не
будет один".
Шаманом Геннадий стал в 49 лет, сейчас ему 63 года. У него двое детей,
шестеро внуков. Когда-то кто-то из них будет шаманом.
— Я не могу отказать ни одному человеку. Потому что ко мне пришли за
помощью. Шаман помогает человеку найти дорогу. Но когда человек просит
сделать зло для кого-то — я откажу и постараюсь объяснить. Если человек
не готов отказаться от зла, я отправляю его домой подумать. Если человек
ни во что не верит, значит, он все время будет бродить в темноте. Он не
найдет себя. Людям нужно дать свет.
Геннадий разжигает огонь, дрова для костра привез с собой. Берет пачку
молока и бутылку водки — "светлую" и "темную" жидкость. Сейчас начнется
обряд.
— Для него нужна тишина. Хорошо?
Геннадий обращается к духам местности. Просит простить людей, которые
причиняют вред миру. "Они делают это из-за незнания".
Род Геннадия — кузнецы. Поэтому он использует небольшую наковальню.
Стучит по ней, чтобы очистить человека, и вместе с этим общается со
своим предком-кузнецом.
После обряда шаман бросает на землю медную чашу. Если она падает
"открытой" — вниз донышком, — молитвы услышали. А если "закрытой" —
обряд придется повторить. "Значит, кого-то из предков я не позвал".
— Люди приходят с разными проблемами. Я объясняю, что сначала человек
должен найти себя. Надо стоять крепко на своих ногах. Верить в себя. А
потом человек обязательно должен делать добро. Всегда. Это возможно.
В ясный день Байкал бирюзовый. Солнце отражается в круглых зеркалах-толи,
висящих поверх одежды Геннадия. Желтом — зеркале кузнеца. Серебряном —
шамана. Носят их, чтобы никакая энергия не задела человека.
В каменном кольце гаснет костер. Еле виден дым.
Геннадий говорит, что шаманов не хоронят, а сжигают, чтобы они ушли с
дымом. И смотрели на людей сверху.
|