●
Я общаюсь с духами и богами
Пожалуй, если
попросить приморца назвать имя какого-нибудь шамана, он скажет — Василий
Дункай. Он много ездит по России, но корреспонденту повезло
застать его во Владивостоке. Мы откровенно поговорили о шаманизме,
ритуалах, религии и просто о жизни.
|
- Василий Иванович, расскажите о своих
детстве и юности.
Я родился в Приморском крае, в Пожарском районе, село Красный Яр, точнее
— в соседнем поселке Олон, 28 февраля 1960 года. Сейчас я живу там же, в
селе Красный Яр. Желания переехать никогда не было. Это моя родина, это
родина моих предков, место, где я дома. Я живу там, где мне хорошо.
Правда, нечасто — я очень много езжу.
Я всегда чувствовал себя немного по-другому по сравнению со своими
сверстниками. Я был будто на порядок взрослее. Когда их интересовали
игры и все подобное, мне это было неинтересно. Я находил спокойствие и
волю на рыбалке, собирательстве в лесу. Тем не менее, я всегда был
коммуникабельным. Но друзья были старше на 2-3 года.
Если бы в молодые годы мне сказали, что шаманство — мой будущий
жизненный путь, я бы просто рассмеялся.
В моем понимании, не мы выбираем — нас выбирают. Я вел нормальную жизнь,
женился, появились дети, служил в армии — мы все служим. Я был
профессиональным охотником. Сейчас уже нет такой профессии. Никогда не
думал, что буду шаманом.
- Что случилось потом?
Потом я заболел. У меня начались дикие головные боли. У нас есть такое
понятие как "шаманская болезнь". Именно через боль всё познается,
душевную и физическую. Почему шаманы нашего народа проходят через
"шаманскую болезнь"? Потому что, если сам не познал боли — не познаешь
чужую. Это был очень тяжелый период, я думал, что не выживу. Но бог дал
возможность.
Когда я прошел через это, стали происходить всякие интересные вещи,
видения, например. Интересный период и довольно-таки болезненный.
Находился на грани смерти и жизни. В то же время мне нужно было
работать, как-то кормить семью. И делать это с помощью того, что я умел
делать, — вести профессиональную охоту.
- Вы говорите, бог помог. А у удэгейцев и нанайцев тоже есть вера в
единого бога?
Если у разных конфессий единобожие, то у нас многобожие. У нас много
богов, которые нам помогают. Но есть один Бог-Творец.
Наша религия называется язычество. Это проматерь всех религий, и мы
корней не утеряли. Малочисленные народы Дальнего Востока, Северной
Сибири сохранили эти корни. В большинстве случаев люди сами себя
разобщают. Можно верить в свое и уважать другое. Нет разницы, какая у
тебя религия.
- Есть у малых народностей какие-то традиции, связанные с шаманизмом,
религией?
Они не ярко бросаются в глаза, потому что наши боги любят тишину, не
приветствуют большое количество людей. Пришел, помолился, и все. Это
лесные боги, а лес — это тишина.
Мы нечасто ходим туда, только по потребности. Есть какая-то проблема —
пришел, помолился, попросил. Когда все получилось, отблагодарил.
Подношение духам местности, богу воды, богу леса — это всё тоже
традиции.
У наших шаманов есть три мира: Средний мир — мир людей и духов, Верхний
мир — мир богов, Нижний мир — мир умерших.
- Есть что-то, чего вы боитесь во время ритуалов, и случаи, от которых
отказываетесь?
Когда человек приходит и просит, ты не можешь не помочь. Единственная
боязнь — ошибиться. Я уже давно работаю, с таким в основном не
сталкиваюсь.
Отказываю очень редко Всегда можно помочь человеку, если он этого
желает. Если в этом мире не могут, то могут предки помочь, боги. Работа
с людьми — это не какие-то приказные вещи: делай то, не делай этого. Это
рекомендации и желание человека, хочешь — выполняй. Часто говоришь не
ты, тебе подсказывают, и ты просто передаешь человеку информацию.
- Вы помните свой первый ритуал?
Да, это был нанайский поселок на Амуре, река Кур. Были жители поселка,
большой костер. Был обряд поклонения и призыва предков, чтобы они пришли
и помогли тем людям, которые там живут.
-
Вы наверняка сталкивались с тем, что кто-то не верит в шаманизм и
называет его всякими нехорошими словами, шарлатанством и тому подобным.
Вы как к этому относитесь?
"Шаман" — это вообще наше слово, тунгусское. "Шамани" — знающий,
ведающий. Было несколько волн трансформации. И экстрасенсы, и неошаманы
— их очень много. Я с ними встречался, смотрю на них… Шаман — это коды,
это гены. По материнской линии у меня прадед шаман, я его помню, Дед
Исула. По отцовской линии — бабушка шаманка, прадед шаман.
Есть практики. Практикой можно многого добиться, йогой, например. Но
шаманство — это гены.
-
Для того, чтобы провести обряд, нужны какие-то атрибуты? Например,
шаманский бубен, амулеты?
Когда-то они нужны. Все-таки традиционные вещи должны быть. Они у меня
есть, я их с собой вожу, куда бы ни ездил. Но в последнее время, к
сожалению, перестал возить с собой колокольцы. Они железные и вызывают
подозрения у сотрудников аэропортов.
Есть разные уровни общения с духами и богами. Традиции надо соблюдать,
но также надо понимать, что сейчас 21 век. Если, образно, болит рука или
нога, не надо бубен пускать в ход, достаточно практики. Не надо
зацикливаться на традиции, потому что приходят люди разных конфессий. У
меня кого только ни было. Нужно знать историю этого народа, какие-то их
верования. Всё узнать невозможно, но всего понемножку надо знать, чтобы
помогать людям. Это развитие человека — и шамана в том числе. Нельзя
зацикливаться.
-
Есть еще такое мнение, что шаману, чтобы войти в транс, нужно что-то
употребить. Так ли это?
Многие народы употребляют, особенно африканские, мексиканские, из Перу.
Да и наши некоторые. Я узнавал про наших шаманов — у нас они не
употребляли ничего.
В транс можно входить по-разному. Бубном, например. Я думаю, когда
человек приходит к шаману делать обряд, он испытывает к нему доверие. А
когда ты уелся каких-то препаратов или продуктов, сознание меняется, и
ты можешь сделать то, что для шамана непотребно. Навредить человеку,
например.
Чтобы контролировать ситуацию, при входе в транс часть сознания должна
быть ясной. Принимая все эти вещи, ты не контролируешь сознание. А это
ответственность. Я всегда говорю: человек — это не палка, обстругал и
выбросил.
-
С чем чаще всего обращаются?
А со всем. С душевными переживаниями, духовными, физическими. Одни и те
же заботы у всех.
Я практикую с 2004 года. За 18 лет через мои руки прошло тысяч
пять-шесть людей.
-
Василий Иванович Дункай в обычной жизни какой?
Я люблю жить. Мне интересно жить, общаться. Люблю пошутить, посмеяться,
поматериться даже — я обычный живой человек. Я не ханжа во всех
отношениях.
Мораль должна быть. Есть правила, которым я следую: не обманывать, быть
честным по отношению к людям, быть честным по отношению к себе. Это
жизнь. Бывает, отступишь чуть-чуть, но снова возвращаешься к своей
морали. В социуме ты не будешь ходить белым и пушистым. То, что я шаман,
не подразумевает, что я практикую аскезу. Я ем, пью, я живой. Разве что
алкоголь не употребляю, потому что это для меня не норма.
-
Вы с шаманами других стран общались?
С мексиканцами. Пятеро приехали на большой праздник на Байкал, а у меня
там очень хороший друг, тоже шаман.
Общение было хорошим, но мы с мексиканцами — две абсолютные
противоположности. Там все построено на человеческой крови. Так
сложилось, у них предки индейцы ведь. У нас есть жертвенность, но только
в отношении животных. У нас жизнь человека в цене.
Самое интересное, по истечении нескольких дней у них произошло полное
переосмысление. Во-первых, у них произошла чистка на физическом уровне.
Мексиканцы были в шоке, что с ними такое происходит, ели ведь одно и то
же. Когда я их пришел провожать, зашел к ним в комнату — каждый сидит на
своей кровати понурый. Они посмотрели, как мы общаемся с людьми, с
добром, и у них такой переворот в мозгах был. Я им говорю: "Ребят, не
переживайте, вы уже поняли, что можно сделать через сердце, через добро,
через душу".
-
Вы берете за ритуалы деньги?
Да, беру. Вы знаете, дело в том, что, когда начинал, я не брал. Потом со
своим духовным учителем, буддистским ламой, поговорил. Он говорит:
"Вася, если тебе деньги не нужны, есть детские дома. У тебя семья,
дети". Бывает, за свои деньги куда-то езжу, а это заправка, еда. Но я
всегда исхожу из возможностей человека. Когда человек пришел, ты должен
помочь. Это мои обязательства. Когда я прошел через шаманскую болезнь, я
прошел инициацию, стоял на коленях и дал слово богу, что буду помогать
людям.
-
Надо ли шаману быть скромным, или он может спокойно подсесть на волну
популярности?
А зачем она ему? В моем понимании надо жить, как ты живешь. Что тебе
даст популярность? Ты должен выполнять свои обязательства. Популярность
— для артистов.
Шаманство — это не просто взял бубен и пошел. Это ответственность за то,
что ты делаешь. Это сложная работа. Шаманы для себя не живут.
В подтверждение — забавная история. Я помню, надо было в Хабаровском
крае провести обряд. А у меня ученица есть из Иркутска. Я говорю: "Люба,
надо поехать, там четыре шамана должно быть обязательно". Больше месяца
у нас ушло на эту командировку, мы пять поселков проехали, сотни людей
приняли. И уже по истечении месяца, захожу в комнату, Люба отдыхает и с
мужем по видео разговаривает. Я говорю: "Сережа, привет, с Любой все
хорошо, все под контролем". Он мне: "Василий Иванович! Мою жену мне
отдайте назад, пожалуйста".
-
Как вы относитесь к тому, что вас называют самым известным шаманом
Приморского края?
Я не позиционирую себя. Мне это не нужно. Основная причина, почему я
общаюсь со СМИ — это позиционирование нашего народа — удэге и нанайцев.
Мы живем, мы есть. Нас в Приморье примерно 2 тысячи человек на 1 миллион
600 тысяч. Это капелька. Хотя это — наша родина. Не все даже знают, что
мы тут есть. Мне часто задают вопрос, откуда мы приехали. Я говорю, мы
тут живем и жили. Хочу говорить о том, что мы стараемся вести
традиционный образ жизни, как это делали еще наши предки.
-
Как вы относитесь к смерти?
Спокойно. Она есть.
|