●
Шаманизм в Монголии
Шаманизм не имеет специальных институтов. Судя по результатам
социологических опросов, в современной Монголии сохраняется определенный
религиозный синкретизм: участие как в буддийских, так и в шаманских
обрядах. Шаманизм, так же, как и буддизм после периода гонений,
испытывает небывалый подъем. Возрождаются культы "хозяев местности", в
церемониях общественных молебнов у местных святынь, проводящихся по
инициативе местного населения, нередко участвуют и представители
центральной и местной властей. Указ президента 1995 г. "О поддержке
инициативы поклонения и культа гор Богдо-Ул, Хан-Хэнтэй и Отгонтэнгэр"
придал статус "общенациональной святыни" наиболее примечательным
природно-историческим объектам.
Выросло число практикующих шаманов. Часть из них, как правило,
представители старшего поколения, исполняли шаманские ритуалы в годы
гонений тайком. Сейчас они получили возможность практиковать открыто.
Например, представители малочисленной народности цаатан, оленеводы
тюркского происхождения, проживающие на северо-западе Монголии в районе
озера Хубсугул, особенно гордятся своим 90-летним шаманом Сунды. Он стал
своего рода местной туристической достопримечательностью. По его словам,
он не осмеливается исполнять многие сложные ритуалы, так как его
настоящее шаманское облачение было конфисковано и сожжено.
Сам он не в состоянии восстановить сложный зашифрованный узор одеяния, а
потому и не может передать свои секреты молодым шаманам. Интересно, что
его сын в 1980-е гг. во время учебы в Иркутске нашел среди экспонатов
местного краеведческого музея шаманский костюм. Ему удалось сделать
фотографии костюма и показать их отцу. Шаман "прочел" рисунок облачения
и сказал, что тот принадлежал очень сильному шаману, более сильному, чем
он, а поэтому он и не осмелился бы повторить рисунок и узор платья
великого предшественника.
|