●
Тэнгрианство
Стажируясь в Информационном Центре «Бирлик», я впервые услышала о
традиционной вере алтайцев - Тэнгрианстве. Впоследствии, изучая
литературу по данной теме, я поразилась глубине и поразительной чистоте
этого учения.
Тэнгрианство возникло
естественным историческим путем на основании народного мировоззрения,
воплотившего ранние религиозные и мифологические представления,
связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным
силам. Человек живет в естественной среде, приспосабливается к ней,
когда надо - противится этой среде, борется с ней и, вместе с тем,
полностью зависит от нее.
Характерная черта Тэнгрианства – родственная связь человека с окружающим
его миром, природой. Тэнгрианство было порождено обожествлением природы
и почитанием духов предков. Алтайцы поклонялись предметам и явлениям
окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными
силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на
внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и
щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное.
Тэнгрианская вера давала им знание и умение чувствовать дух природы,
острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться
ритму природы, уметь наслаждаться ее бесконечной переменчивостью,
радоваться ее многоликой красоте.
Бесконечные просторы
тайги, необъятность простирающегося над степью голубого неба и
величественность Алтая всегда внушали его жителям благоговение. Так как
здешние люди жили за счет своей земли и добывали средства к
существованию в окружающей среде, они выработали в себе уважение к
обитающим рядом с ними живым существам, несмотря на то, что иногда им
приходилось убивать их для поддержания собственной жизни. Разорять
природу считалось табу, оскорблением Духа Неба Тэнгри и духов природы.
Отношения людей с природой скорее напоминали взаимозависимость, чем ее
эксплуатацию, что позволило им жить на своей земле тысячелетиями без
отрицательных последствий для окружающей среды. Согласно Тэнгрианству
человек должен жить в равновесии с миром.
Человек не считается
каким-то уникальным существом, а лишь одна из форм выражения
естественных процессов природы. Например, в сказках, животные и деревья
изображаются одушевленными, как люди. Лес, горы, озера, реки и деревья
имеют своих собственных духов, которые необходимо уважать и быть им
благодарными за подарки людям – еду и убежище.
Тэнгрианство не имеет письменного изложения. Все основывается на устной
и визуальной базе, крайне простом и немногочисленном священном
реквизите. Именно благодаря простоте и ясности Тэнгрианство
просуществовало несколько тысяч лет, причем в одних и тех же устойчивых
формах религиозного ритуала и практики.
Связь с национальными
традициями помогала с детских лет познавать и закреплять в сознании
основы этой религии, ее обычаи и обряды, ритуалы, моления и
жертвоприношения.
Особенности социальной
эволюции человека привели к тому, что механизмы взаимосвязи с природой
начинают страдать в угоду механизмам социальной адаптации. Детей готовят
к бешеным ритмам взрослой жизни, обучая всем мыслимым и немыслимым
наукам, но никто их не учит слушать природу, чувствовать ее дыхание и
соизмерять с ней свои мысли и дела. Именно в детстве отсутствие знаний
об экологических закономерностях, о месте человека в биосфере, о
взаимосвязях внутренних процессов организма с космосом закладывает
пренебрежительное отношение к законам природы. Человек становится
«глухим» к природным ритмам, он стремиться выполнить определенную
социальную программу. Но прерванная связь с природой не пополняет
резервы организма, он быстро истощается и заболевает. Возможно поэтому в
нашем обществе так много людей перенесших инфаркт, инсульт, болезни
печени, желудка и др.
Я думаю, алтайский народ, имея богатейшие познания в области отношения к
природе, должен больше внимания уделять экологическому воспитанию детей,
основанному на тех же принципах Тэнгрианства.
|