●
Шаманская этика
Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман должен
способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд
шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражён в
моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение.
Профессиональная этика требовала от шаманов помощи всем, кто в ней
нуждается. Якутский шаман при посвящении возглашал: «Обещаюсь быть
покровителем несчастных, отцом бедных, матерью сирот...». (Не восходит
ли к шаманским традициям клятва Гиппократа?)
Этические нормы представали как воля духов. Качинский (хакасский) шаман
говорил, что его сверхъестественный покровитель, дух горы Каратаг,
запрещает шаманам брать плату за камлание; ослушников ждёт наказание.
Нганасанскому шаману его дух-покровитель внушил, что нельзя пренебрегать
бедными, сиротами, а надо помогать всем. Узбекской шаманке её
дух-покровитель говорил, что ей предстоит быть защитницей народа. Он
учил её: «Проси [у Бога] для людей счастья, долголетия, достатка,
потомства... Будь одинаково милосердна и к мусульманам, и к русским...
Если даже вознаграждением за
твою помощь будет кусочек хлеба или одна копейка — гадай, лечи. Главное
— чтобы человек получил от тебя облегчение... Не жадничай, не ищи
выгоду, приноси пользу ради своей жизни».
Сама особенность работы шаманов, как правило, и не давала им возможности
стать богатыми людьми. Б. Э. Петри писал о бурятских шаманах: «Шаман не
знает покоя ни днём, ни ночью, всегда его могут позвать и придётся ехать
в любую погоду за десятки вёрст. Дома шаман бывает редко; хозяйство его
приходит в упадок, заработки его невелики, да и при неурегулированной
жизни они впрок не идут. Шаманы обычно бедны».
С. М. Широкогоров похоже описывал судьбу эвенкийских шаманов. Когда бы
за шаманом ни явились, призывая его на помощь, он «покорно собирается и
едет иногда за сотни вёрст... бросая свои личные дела... Шаман не может
отдавать всё своё время снисканию средств к жизни, и поэтому беднейшими
людьми рода обычно бывают шаманы. Больше того, временами духи им
воспрещают охоту, рыбную ловлю и т. д., что ставит их тогда в
чрезвычайно затруднительное положение».
То же самое сообщают отечественные этнографы и о шаманах алтайцев,
селькупов, кетов. Жилище чукотского шамана, которого посетил краевед Н.
Ф. Калинников (незадолго до 1917 г.), было одним из самых маленьких и
бедных. Жена шамана, узнав, что русский гость приехал специально для
того, чтобы послушать её мужа, «как очень сильного шамана», сухо
заметила: «Шаман, а есть нечего».
|