●
Камлание
Обряды, которые проводит шаман, бывают разными. Некоторые из них просты,
не занимают много времени, не требуют ни бубна, ни ритуальной одежды. Но
классический обряд, для исполнения которого шаман должен быть «в полной
форме», предполагает путешествие в мир духов. Шаман изображает это
путешествие по ходу обряда и движениями, и песнопениями, так что
участники ритуала полностью представляют себе, с каким духом в тот или
иной момент встречается шаман, какие препятствия преодолевает, что
замыслил.
Таким образом, камлание имеет свой порядок, определённый
последовательностью событий в воображаемой поездке шамана в иной
(небесный или подземный) мир. Можно сказать, что у шаманского ритуала
есть свой сценарий. По крайней мере участники обряда в общих чертах
знают, что им предстоит увидеть, когда они идут в дом (юрту, чум), где
состоится камлание. У кетов опоздавшему к началу обряда человеку
достаточно было спросить сидящих в чуме, сколько «стоянок» осталось
позади, чтобы понять, какой путь в верхнем мире пройден шаманом и каково
число его духов-помощников.
Вместе с тем ритуал не повторялся в точности каждый раз. Отправляться в
мир духов шамана заставляли разные причины, его путь лежал к разным
духам, следовательно, обстоятельства его путешествия не были всегда
одинаковыми; это отражалось и в особенностях обряда. Несомненно,
какие-то детали священнодействия зависели и от настроения шамана, его
внутренней готовности к обряду. Будучи в ударе, шаман с большим
вдохновением исполнял обращенные к духам песнопения, был щедрее на
красноречие. В других случаях он мог быть более сдержан и в речах, и в
движениях. Текст песнопений также не повторялся всякий раз слово в
слово. Здесь присутствовал элемент импровизации, но ни обряд в целом, ни
тексты призываний духов импровизацией назвать нельзя. Скорее, шаман
использует определённый набор ритуальных формул, которые может
произносить в разных сочетаниях и вариациях, но основные характерные
качества духа, отражённые в этих формулах, остаются неизменными.
Шаманские обряды проводились в разное время — в зависимости от
назначения. Хакасский шаман совершал жертвоприношение Духу горы днём.
Для лечебных обрядов сибирские шаманы предпочитали ночь; камлание могло
длиться до самого рассвета. В случаях тяжёлой болезни туркменские шаманы
проводили сеанс ритуального лечения в течение нескольких суток.
Камлания совершались в разных местах — и под открытым небом, и в жилище,
и даже в специально возведённой постройке. Так, шаманы эвенков проводили
обряды важного общественного значения в «шаманских чумах». Эти культовые
сооружения, окружённые деревянными идолами — изображениями духов,
строились соплеменниками шамана заново каждый раз, когда ему предстояло
путешествие в мир духов.
При проведении сложных ритуалов велико значение помощника. Чтобы шаман
мог сосредоточиться на задачах обряда, не отвлекаться на разного рода
мелочи, привести себя в нужное состояние, рядом с ним должен быть
человек, который взял бы на себя заботу ограждать шамана от всего, что
может погасить его вдохновение. У эвенков помощник подпевал шаману,
заполнял перерывы в пении, поддерживая ритмичный звуковой фон; стучал в
бубен, если шаман почему-либо не готов был делать это сам. У нганасан
помощник шамана обычно начинал камлание, запевая песню, «принадлежащую»
тому или иному духу. Присутствующие подхватывали её. Если безразличие
шамана показывало, что этот дух не появился, помощник менял мелодию —
звучала песня, призывающая другого духа.
От региона к региону ритуальная практика шаманства, конечно, меняется,
но суть этого явления остаётся неизменной. Например, в Индокитае и
Индонезии во время камлания шаман раскачивается на качелях. Таким
образом он изображает путь в другие миры. В Сибири ту же роль выполняет
шаманский танец. Возможны и другие варианты. Так, изображая подъём на
«третье небо», алтайский шаман становится на третью зарубку,
предварительно сделанную на дереве. У шаманов северо-американских
индейцев много общего с их сибирскими коллегами. Это естественно, потому
что заселение Америки шло из Северо-Восточной Сибири, а быт народов
менялся мало. Поэтому неудивительно, что плащ североамериканского шамана
сходен с одеянием шамана сибирского, похожи также и их бубны.
Бубен — самый распространённый шаманский инструмент. Но есть народы, у
которых шаманы обходятся без него. Так, казахский шаман вместо бубна
приводил себя в экстаз игрой на кобызе — местной разновидности скрипки.
Шаманы белуджей (Иран, Пакистан) и малайцев также аккомпанируют себе
игрой на смычковом инструменте. В ряде случаев шаманы могут обходиться и
без музыкального сопровождения. В североамериканском шаманстве огромную
роль играет табак — это главное приношение духам; курение табака
обязательно во время шаманских церемоний.
У шаманов индейских племён Южной Америки велико значение галлюциногенов
— веществ, вызывающих галлюцинации. У многих народов Сибири такую же
роль играл мухомор, способствующий достижению изменённого состояния
сознания. Шаманы хорошо знали, какую дозу мухомора, в каком виде и для
какой цели нужно принять. Например, шаман хантов принимал настой
мухомора для того, чтобы не спать три дня, пока душа его пациента
странствует к подземному богу. Шаман должен бодрствовать, иначе душа
может не вернуться назад, и больной умрёт. Но у большой группы народов
мира для шаманского экстаза не требовались стимуляторы такого рода.
|