главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 шаманизм

 


  Образ "Поончаха" (духа-душителя) в хакасской демонологии

Одно из самых устойчивых поверий хакасов связано с образом "Поончаха (Пуунчах, Муунчих) - черта-душителя. До сих пор, среди людей среднего и старшего поколения бытуют представления, связанные с данным зловредным мифологическим персонажем. К сожалению, в научной литературе отсутствуют полные, систематизированные сведения о данной категории духов. В историко-этнографическом словаре В.Я. Бутанаева, а также в его работе "Бурханизм тюрков Саяно-Алтая" дается лишь краткая характеристика данного мифологического персонажа [Бутанаев В.Я., 1999, С. 91; Он же, 2003, С.95]. Имеются некоторые сведения о Поончахе в заметке В.С. Топоева и М.Н. Чарковой "Традиционные методы профилактики суицида в хакасском обществе" [Материалы научно-теоретического семинара. 2001]. В ходе полевой экспедиции нам удалось собрать некоторые сведения о "Поончахе" и в определенной мере заполнить лакуну, связанную с этим мифологическим персонажем.

В настоящее время в разговорной речи хакасов имеет широкое распространение такие выражения, как "Поончах чорче" - (букв. Поончах ходит), обозначающее массовый суицид жителей одного или нескольких населенных пунктов; "Поончаха хыстырбсхан" - "поддался воздействию Поончаха (т.е. повесился)" [ПМА, Ахпашева (Субракова) З.А.].

Согласно воззрениям хакасов, духи Поончах являются слугами Эрлик-хана. Хакасская шаманка Тади Бурнакова нам говорила: "Поончахтарда Ильхан итче" - "Ильхан (Эрлик) напускает (дословно - делает) Поончахов". По народным представлениям, "Поончах", как представитель мира духов для большинства людей невидим. По сведениям В.Я. Бутанаева: "Ее (Поончах - Б.В.) может увидеть только ясновидец и определить по дырявой макушке головы" [Бутанаев В.Я., 2003, С. 95]. Исходя из наших полевых материалов, в давние времена Поончахи ходили среди народа, как обычные люди. Позднее они стали невидимыми. Люди полагают, что они умеют читать мысли. В человеке находят слабину и активно используя свои способности, заставляют жертву повеситься. Лишь некоторые из людей могут их увидеть.

По сведениям информаторов, этот дух может принимать разные формы. "Поончах очень страшное существо, которое может иметь множество обликов. Это может быть человек, животное или дерево" [ПМА, Тобурчинов Н.П.]. Но чаще в мифологическом сознании хакасов, он представляется в образе человека (женщины). "Поончах - это красивая женщина. Она ходит в хакасском платье. В руках у нее веревка. Соблазняет мужчин и заставляет их повеситься" [ПМА, Боргоякова А.В.]. "Среди нашего народа ходят черти, которых мы называем Поончах - душитель. Их обычно не видно, хотя старики говорили, что они ходят в облике красивых девушек" [ПМА, Чертыкова Б.М]. "Поончах ходит в облике женщины, но бывает, что его видят мужчиной высокого роста, очень худого. У него страшное лицо с холодными глазами. Где Поончах пройдет, там люди вешаются" [ПМА, Горбатов В.В.].

Появление Поончаха чаще происходит в "красный вечер" - на заходе солнца, в переходный промежуток времени от дня к ночи [Бутанаев В.Я., 2003, С. 95].

На традиционные хакасские представления о Поончахе оказало немалое воздействие христианская идеология. Главным образом, данные воззрения нашли отражения в представлениях о грехе. По сведениям информаторов, Поончах являлся душой грешных людей, большинство из которых женщины. Считалось, что они находятся на земле, и не могут попасть ни в рай, ни в ад. "У одного мужика умерла жена. Справляли поминки. И тут одна женщина увидела покойницу, которая пришла в старом плаще и с веревкой в руках. Покойница отдала эту веревку женщине и сказала: "Моему мужу Михаилу не говори о том, что я приходила". Сказала это и исчезла. Женщина подумала, что веревка предназначена для нее. Однако в скором времени вдовец повесился" [ПМА, Ивандаева В.И.]. Народное мифотворчество наделяла Поончаха всеми чертами негативного мифологического персонажа. Он являлся духом смерти, появление которого в хакасском обществе сопровождалось гибелью людей. Шаманы утверждают, что причиной появления этого духа является деструктивное поведение человека" [Топоев В.С., Чаркова М.Н., 2001, С. 212]. По существующим поверьям Поончах приходит к людям в моменты их душевного кризиса, чаще во время распития спиртных напитков. " Поончах - это существо человекоподобное с веревкой на шее. Бывает, что Поончах барахтается в этой веревке и зовет людей: "Кил пер!" - "Иди сюда!". Он особенно активен, когда люди пьют спиртное. Он часто ссорит супругов и обманом заставляет их повеситься" [ПМА, Боргоякова В.И.].

Дух-убийца славится умением убеждать своих жертв в тупиковости и безысходности их жизни и обещанием лучшей доли после смерти. Дает слово "компенсировать" все земные страдания. "Одна женщина очень плохо жила с мужем. Как-то раз она сидела в юрте и занималась домашними делами. Видит, из котла появился человек и говорит ей: "Ты очень плохо живешь. Тебя бьет муж. Я тебя избавлю от всех страданий". Этот человек показал женщине петлю и сказал: "Накинь себе на шею, ведь это легко и просто. Тебе будет очень хорошо". Женщине сильно захотелось набросить веревку себе на шею, но она сказала: "Я не могу этого сделать, потому что у меня есть маленькие дети. Как они будут жить без меня". Поончах еще долго ее уговаривал, но она не поддалась ему, не повесилась" [ПМА, Чертыкова Б.М.].

Одним из распространенных мест, где дух-душитель подстерегает свою жертву, является улица (дорога). Мифологема дороги или в данном случае улицы, а также двери является излюбленным приемом традиционного сознания для обозначения мест, где происходит контакт с представителями потусторонних сил. Человек, встретивший Поончаха в названных местах, нередко становится пассивным субъектом данного события. Спасение такой жертвы во многом зависит от активных действий других людей (родных или друзей). "Как-то с мужем поехала в село Верх-Аскиз на поминки (на сорок дней). Остановились у брата. Сидим, разговариваем. Муж, которого звали Харатий, вышел на улицу. Прошло много времени, а он все не возвращается. Я начала волноваться, говорю брату: "Куда Харатий пропал? Почему так долго не возвращается?". Решили посмотреть, что с ним случилось. И как только открыли дверь, с улицы впрыгнул человек. Оказалось, это мой муж. Он рассказал, что вышел на улицу. Увидел, как к нему катится колесо. Оно упало перед ним и преобразовалось в женщину. У женщины в руке была бутылка водки, а на шее висела петля. "Я понял, что это Поончах и стал незаметно, медленно отступать к двери, не поворачиваясь спиной. Эта женщина так сильно звала меня в сарай. Она говорила мне: "Давай выпьем эту бутылку, ведь ты же мой родственник". Так она меня обманом и зазывала. А сама человек как человек. Если бы я пошел с ней, то обязательно повесился. Вовремя открылась дверь. Когда это произошло, она исчезла", - так закончил свой рассказ мой муж" [ПМА, Мамышева Е.Н.]. По материалам В.Я. Бутанаева, на улице от духа суицида можно скрыться, выйдя на лошадиную тропу, так как он боится конского копыта" [Бутанаев В.Я, 2003, С. 95].

Основным методом, воздействующим на людей, для Поончаха является внушение и искусный обман, при помощи которых, он похищает хут (душу) человека, являющейся главной целью всех его зловредных действий. Он побуждает людей к суициду. "Спал ночью мужик. Вдруг кто-то постучал, и мужик проснулся. Незнакомый голос говорит: "Пошли вешаться!". Мужик ответил, что ему сейчас некогда и поэтому он никуда не пойдет. Утром проснулся и увидел, что на дереве, которое росло на ближайшей горе, висит его сосед. Оказывается, что это ходил Поончах. Он обманывает людей и заставляет их повеситься. Его редко кто видит. Обычно слышат его голос, и не дай бог человеку поддаться на его уговоры" [ПМА, Юктешев А.Ф.].

Широкое распространение имеют былички, где Поончахи в образе прекрасных девушек привлекают молодых людей, предлагая вместе выпить спиртные напитки и весело провести время. А когда те опьянеют, они уговаривают их повеситься. Считается, что слабовольный человек соглашается на уговоры и вешается. Нередко этих духов видят передвигающимися группами. "Эти черти часто ходят кучками. Так в семидесятые годы они пришли в деревню Молотов, и там один за другим начали вешаться люди" [ПМА Чертыкова Б.М.].

В мифологическом сознании хакасов, как уже говорилось выше, центральное положение занимают воззрения, связанные с горами, с которыми связывают происхождение народа. Внутренняя природа "обитателей" гор (духов), характеризуемая как инаковая и потенциально несущая в себе определенную опасность для людей нередко мыслиться как равнозначная внутренней сущности злых духов. Среди хакасов встречается выражение "таг харазы" - горная нечисть. И неудивительно, что народное мифотворчество иногда "поселяет" Поончаха в горах. По словам некоторых информаторов, духи суицида описываются как существа, обитающие в горах: "Есть существа, которые называются Поончах. Это горные существа. Их видит не каждый человек. Рассказывают, что он ходит в женском обличии, с веревкой. Одевается в национальное платье. Ходит по ночам и часто подкарауливает людей в сараях. Поончах любит появляться в тех местах, где идут гулянья, где люди пьют спиртные напитки. Он их обманывает, заставляет задушиться. Поончах любит садиться на телегу, когда в ней едут люди. Как только он сядет, так лошадь не может идти, останавливается, фыркает и только ушами шевелит. Лошадь очень хорошо чувствует приближение духов" [ПМА, Боргоякова А.Н.].

По хакасским представлениям, Поончах внушает людям иллюзию легкого избавления от жизненных трудностей и окончательно ломает внутренний барьер человека к суициду увереньями в том, что его спасут. "В нашем селении жил человек по имени Кесар. У него умерла дочь. Он сильно горевал, даже хотел повеситься. Однажды, на поминках он пошел в сторону железной дороги. Выбрал березу, чтобы повеситься. Сел возле нее. И вдруг услышал чьи-то голоса: "Куда он ушел? Где он может быть?". Кесар подумал, что ищут именно его. Предположил, что если и повесится, то его спасут. Ему стало спокойно, и он накинул на себя петлю. В последний момент Кесар передумал. Вернулся домой и спросил: "Это вы, приходили за мной?". Люди сказали, что они даже и не заметили, как он вышел из дома. Это так обманывает Поончах. Люди, с надеждой, что их спасут, уходят на тот свет" [ПМА, Сунчугашев С.П.].

В народных представлениях любая имитация (в том числе и шуточная) суицида является "приглашением" для Поончаха. Черт-душитель, как обладающий потусторонней природой, для своих злодеяний нередко является к людям во время сна. "Как-то раз, мать за какое-то дело отругала свою дочь. Дочь сильно обиделась и решила напугать мать. Прикинулась, что от обиды хочет повеситься. Взяла веревку и вышла из дома. Дошла до горы Мирген хая. Стала ждать, когда за ней прибегут люди, которые будут ее утешать и отговаривать от самоубийства. Никто не пришел. Девушка вернулась домой. Ночью видит сон. К ней пришла молодая женщина с крупным красным лицом. На ней были фуфайка и кирзовые сапоги. В руках держала веревку. Она сказала девушке: "Пойдем!". Девушка стала читать молитву и окрестила ее. Женщина ушла" [ПМА, Боргоякова М.Х.].

Согласно традиционным воззрениям, негативному воздействию Поончаха подвержены все хакасы от рождения. Поэтому в старину, когда рождался ребенок, то обязательно проводили специальные "профилактические" обряды "разрезания петли". "Шаманы рассказывали, что хакасские дети рождаются с петлей на шее, и поэтому наш народ подвержен Поончаху. У нас существовал обычай, как только родился ребенок, необходимо было остро заточенным ножом, слегка касаясь провести по горлу снизу вверх, а затем провести линию поперек. Таким образом, получался крест. Такого человека не сможет обмануть Поончах" [ПМА, Юктешев А.Ф.].

Хакасы полагают, что более уязвимы перед Поончахом люди, в роду которых имелись случаи суицида через повешение. К таким людям они чаще приходят во время сна. Это хорошо иллюстрируется следующей быличкой: "В одной избушке ночью спала семья. Спали на полу, постелив овчинные шубы. В семье было семь человек - мать и шестеро детей. Отца не было. Ночью, от шума проснулся старший сын. Он увидел, как его мать во сне борется с невидимым противником, кряхтит. Сын подполз к материи, разбудил ее. Он спросил ее, что с ней случилось. Мать сказала, что ничего не помнит, разожгла очаг и наказала сыну посмотреть за ней, и легла спать. Сын до утра присматривал за ней, но ничего не произошло. Мать проснулась рано утром. И как обычно пошла к коровам, чтобы покормить и подоить их. Тут, откуда ни возьмись, появилась бабка-гадалка. Она была светловолосой, голубоглазой. Мать, а ее звали Аксинья, попросила бабку погадать. Та согласилась. Гадала она при помощи стакана, заполненного водой. В этот стакан гадалка опустила монету, которую ей дала Аксинья. Выпила стакан водки и начала гадать. Смотрит в стакан и говорит: "О, Аксинья, тебя сегодня чуть было не задушил Муунчих - черт, который душит. Он обычно душит тех, у кого в роду кто-то задушился. Муунчих ходит с веревкой и предлагает людям задушиться. Слабые люди сами душатся, а сильные борются с ним. У Аксиньи задушился отец и поэтому Муунчих хотел ее задушить. Бабка сказала, что прогонит его. Она начала читать молитву, делала какие-то движения руками. Долго прогоняла Муунчиха, наконец, остановилась, и сказала, что он больше не причинит вреда. И действительно, с тех пор этот черт в доме Аксиньи не появлялся" [ПМА, Бурнаков А.А.].

В случаях, когда этот дух повадился к человеку, предлагая ему задушиться, использовали имитативную магию, имеющую целью оградить человека от Поончаха. "Набивали шубу травой и привязывали ее конопляной веревкой или жгутом скрученной травы к дереву. Затем стегали висящую шубу кнутом, утверждая, что повесился хозяин одежды, называя его имя. Когда трава чучела сгниет и развалиться, то верили, что Поончах больше не придет" [Бутанаев В.Я., 2003, С. 95]. Другим средством борьбы с этим духом был "выстрел из ружья, заряженного медной или бронзовой пуговицей" [Там же, С. 95].

По сведениям В.Я. Бутанаева, местообитанием духа-душителя являлись берега рек с черноталом или около вихоревых деревьев [Бутанаев В.Я., 2003, С. 95]. Согласно нашим материалам, местообитанием Поончахов могли являться крыши домов [ПМА, Кулумаев К.М.]. В тоже время, по народным поверьям, имелись определенные места их проживания - "Поончах чир" (Место (букв. земля) Поончаха). Считается, что в таких местах обязательно случаются какие-то несчастья, кто-нибудь из людей вешается на дереве. Нам удалось записать следующую историю: "Ездили за черемухой в Таштып, в местечко "Тигир Курзе". Собирали до тех пор, пока не начало смеркаться. Набрали полные ведра, возвращаемся домой. Впереди, на пшеничном поле, возле берез, увидели человека. Мы подумали, что это сторож и сейчас нас будет прогонять. Наша лошадь паслась недалеко от нас. Человек прошел мимо нас и вдруг исчез. Мы поехали на лошади. Вдруг, лошадь встала. Одна из наших девушек перекрестила ее, и лошадь пошла дальше. Доехали до села Нижняя Тея. Мы рассказали людям, что видели черного человека. Нам сказали, что мы проехали "Поончах чир" - место, где живет Поончах. Там недавно повесился человек по имени Тазой. Сказали, что хорошо, что мы перекрестили лошадь, а то могла случиться беда. Когда мы приехали домой, то у нас у всех появилось желание покончить жизнь самоубийством, повеситься. К счастью для нас, никто не повесился" [ПМА, Ултургашева З.С.].

В мифологическом сознании хакасов, способность к перевоплощению является одним из основных свойств потусторонних существ. Образ Поончаха ассоциировался с агрессией, которую он проявляет по отношению к людям в самых разнообразных обличиях. Дух смерти в всевозможных формах и различными способами, часто насильно заставляет человека покончить жизнь самоубийством: "Я живу один. Как-то раз в доме открылись двери, и вошла большая черная, мохнатая собака. Размером она была с теленка. Я спрашиваю у нее: "Ты человек или собака?". Она мне отвечает: "Я человек". А я ей говорю: "Какой же ты человек, ты собака". Она вышла из дома и пошла к соседу. Вскоре узнал, что он повесился. После этого, на следующий день пришел человек с наганом и грозно так говорит мне: "Вешайся!". А я сижу, как ни в чем не бывало, но он не отстает от меня, все заставляет повеситься. В какой-то момент у меня возникло такое желание, но я с большим трудом воздержался от этого. Как мне потом сказали люди, это был Поончах. Он ходил по деревне, в результате повесилось семь человек, в основном все мужчины. Поончах ходит в облике черной собаки, но бывает, что люди ее видят в виде красивой обнаженной женщины с веревкой в руке. Всех, кого встречает, она заставляет повеситься" [ПМА, Чельчигашев Е.Н.].

Принято считать, что повесившиеся люди на том свете становятся ездовыми конями этого духа [Бутанаев В.Я., 2003, С. 95]. Возможно, это нашло свое отражение в убежденности, что во время распития спиртных напитков Поончах может садиться верхом на человека и негативно воздействовать на его душу. Жертва Поончаха в этот момент начинает вспоминать старые обиды, и вся жизнь ему предстает в "черных красках". В результате чего, у человека возникает мысль о суициде. При этом алкогольное опьянение усугубляет ситуацию. Поончах, подмечая состояние человека, ненавязчиво предлагает: "Свяжи себя веревкой, натяни ее на шею!". И как только человек накинет веревку на шею, и приготовится вешаться, Поончах дергает его за ноги, и тот вешается [ПМА, Арчимаев Е.К.]. Интересен следующий рассказ: "Один чабан завел в кошару овец и вдруг услышал чей-то голос: Повесься! Это только сначала будет тяжело, а потом будет легко и интересно!". Голос слышен, а самого не видно. Чабан вышел из кошары и пошел домой. Дошел до моста, а тот голос снова твердит: "Здесь повесься!". Если чабан был бы пьян, то повесился бы, а так не стал. Таким образом Поончах обманывает людей, накидывает им на шею петли и заставляет повеситься. Этот черт ходит из одной деревни в другую. Люди там кончают жизнь самоубийством. Поончах был в селах Кызласе, Казановке и в других" [ПМА, Ивандаева В.И.].

По хакасским представлениям, Поончах может на протяжении долгого времени в разных местах преследовать своих жертв, пока не добьется своей цели. Нам рассказали следующую историю: "Говорили, что раньше в Казановке ходил Поончах. Один охотник возвращался из тайги с богатой добычей. С большим трудом нес арчимах (кожаную сумку) битком, заполненную мясом. Ему повстречался незнакомый человек. Лицо у него было какое-то страшное, нечеловеческое. Он спросил у охотника: "Где живет такой-то человек?". А, тот спросил у незнакомца: "А, зачем он тебе нужен?". Незнакомец ответил: "Я его долго ищу и не могу найти. Он мне нужен". Когда этот человек ушел, охотнику стало не по себе, сильно испугался. Не ощущая груза, он помчался домой. Дома рассказал, что встретил страшного человека, который искал такого-то человека. Шестеро человек стали сторожить человека, которого искал незнакомец, чтобы с ним ничего не случилось. Но все-таки не усмотрели, этот человек повесился. "Поончах иди ниме алахтырiп, одерчен полтыр" - "Поончах, так обманывая, убивал" [ПМА, Сунчугашев С.П.].

Согласно народным поверьям, Поончах нередко просит у людей одежду, и если кто-то даст ему, то вскоре этот человек повесится [ПМА, Горбатов В.В.]. Хакасами был выработан ряд примет, по которым прогнозировалось появление Поончаха, так, например, увидеть в лесу висящие на деревьях веревки предвещает суицид жителей ближайших сел [ПМА, Патачакова М.В.].

Как уже говорилось, во избежание беды, запрещалось упоминать имена злых духов, и Поончах, не являлся исключением. Нам поведали назидательную историю: "Как-то вечером, один старик лежал на печи. В дом вошла соседка. Она спросила хозяйку, которой в это время не было дома. Старик решил над ней подшутить. Сказал, что старухи нет дома, что от тяжелой жизни, она пошла к Поончаху, вешаться. Соседка отправилась на поиски старушки. Ночью, в дом вошел незнакомый мужчина с веревкой в руке. Незнакомец подошел к старику и крикнул: "Пошел отсюда!". Мужчина, со всей силы ударил старика, и тот упал с печи. Мужчина ушел. Это был Поончах, поэтому нельзя произносить его имя просто так, особенно ночью" [ПМА, Боргоякова М.Х.].

Традиционно, борьбу против Поончаха вел шаман, проводивший специальные обряды по изгнанию "душителя". В представлениях хакасов, шаман в тоже время и сам мог наслать "духа смерти".

Из всего сказанного можно констатировать, что среди хакасов общеизвестны и живучи поверья, связанные с духом Поончах (Муунчих). Он мыслится как зловредный дух, способствующий суициду людей через повешение. В хакасских верованиях он описывается, как демонологическое существо, как правило, невидимое для обычных людей. В тоже время, он мог появляться в различных обличиях, но чаще всего представал в образе женщины, с петлей в руке или на шее. По традиционным воззрениям, Поончах чаще посещает мужчин, употребляющих спиртные напитки. Финал данного процесса, как правило, бывает трагичным. Одновременно, Поончах может посещать людей, во время сна. Массовое самоубийство в хакасских деревнях объяснялось "хождением" Поончаха. По народным воззрениям негативному воздействию Поончаха подвержены все хакасы от рождения. Поэтому в старину, когда рождался ребенок, то проводили специальные "профилактические" обряды "разрезания петли". Но как полагают хакасы, более уязвимы перед Поончахом люди, в роду которых имелись случаи суицида через повешение. Борьбу против Поончаха вел шаман, Зафиксирован факт, говорящий о том, что хакасы верили в превращение души умершего человека в Поончах. Таким образом, мифо-ритуальная традиция хакасов выделяла Поончаха (черт душитель) из сонма различных духов Среднего Мира. Он наделялся всеми чертами зловредного духа, приносил смерть либо несчастья всем с кем входил в соприкосновение. "Придавая потустороннему вредоносному началу привычные земные формы, носители традиционной культуры облегчали себе контакт с ним и противодействие" [Традиционное мировоззрение, 1989, С. 108]. На верования, связанные с Поончахом, оказало влияние христианство, проявившее себя в идее души умершего человека и методов профилактики отрицательных воздействий этого духа. Многие социальные проблемы общества нашли свое отражение в мифологической трактовке их источника, в лице Поончаха.

Список использованной литературы:
1. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Изд-во ХГУ, 1999,- 240 с.
2. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 1999,- 260 с.
3. Топоев В.С., Чаркова М.Н. Традиционные методы профилактики суицида в хакасском обществе.// Материалы научно-теоретического семинара "Экология человека: проблема суицида в традиционном обществе". М. 2001 г.

 

Вернуться назад

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич
младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН
кандидат исторических наук

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024

       

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru